9 февраля российская гражданская авиация отметила свое 95-летие. В этот день в 1923 году при Главном управлении воздушного флота создан Совет по гражданской авиации. В марте того же года было создано Российское общество Добровольного воздушного флота - "Добролет", предшественник "Аэрофлота". Русская служба Би-би-си собрала несколько интересных фактов из истории гражданской авиации....
На самом деле день Гражданской авиации в России можно было бы смело отмечать в марте, а к ее возрасту прибавить еще десяток лет. В марте 1913 года в Петербурге состоялся первый полет первого в мире многомоторного самолета "Гранд" киевского авиаконструктора Игоря Сикорского.
Image captionИгорь Сикорский демонстрирует свой самолет "Гранд" Николаю II. Обратите внимание на лестницу - возможно, это первый в истории авиационный трап
"Гранд", будучи опытным самолетом, с самого начала был оформлен как комфортабельный пассажирский лайнер - позади кабины имелся салон с креслами и столом, а за ним - уборная.
О самом первом полете написала только петербургская газета, и многие сочли это сообщение уткой. Мало кому в то время приходило в голову, что в небо может подняться самолет с несколькими двигателями и остекленной кабиной. Однако вскоре Сикорский стал летать над Петербургом, и все сомнения исчезли.
В декабре того же года Сикорский поднимет в воздух "Илью Муромца" - первый серийный многомоторный самолет, который использовался как военный бомбардировщик и пассажирский лайнер.
Первый советский лайнер
Хотя Россия и была родоначальницей пассажирской авиации, первым советским авиалайнером, совершавшим регулярные рейсы, долгое время был германский пассажирский самолет Junkers F.13. Его экипаж состоял из двух пилотов, а на борт он мог взять всего четырех пассажиров.
Image captionПервым советским авиалайнером стал германский Junkers F.13 - такой же, как на этой фотографии
Игорь Сикорский создавал самолеты двойного назначения. А Junkers был первым в истории аэропланом, изначально спроектированным как пассажирский. Он стал самым массовым пассажирским самолетом первого поколения и использовался до начала 1940-х годов по всему миру - в Германии, Великобритании, Италии, Бельгии, Японии.
Первая регулярная пассажирская авиалиния "Добролета" Москва - Нижний Новгород на Junkers открылась 15 июля 1923 года.
Параллельно с "Добролетом" в СССР действовали и другие авиационные акционерные общества - Закавказское общество воздушных сообщений "Закавиа" и украинское "Укрвоздухпуть".
Первая стюардесса
Первая стюардесса на авиалиниях СССР появилась 5 мая 1939 года. Ее звали Эльза Городецкая.
В штатном расписании не было профессии "стюардесса" или "бортпроводник", и ее надо было как-то оформлять. Как пишет в историческом очерке журнал "Огонек", в результате Городецкая формально устроилась на работу буфетчицей. Правда, есть и другая версия, согласно которой она получала зарплату как кладовщица.
Image captionВ 1965 году профессия стюардессы была уже вполне признанной
Существует версия, что первым советским рейсом со стюардессой на борту стал рейс Москва - Ашхабад, который выполнил самолет ПС-84, лицензионная версия знаменитого американского самолета Douglas DC-3.
Однако в то время ПС-84 еще только заканчивал испытания, и, скорее всего, стюардесса обслуживала пассажиров советского самолета ПС-35, который в то время активно использовался в гражданской авиации.
No smoking
Возможно, сейчас в это трудно поверить, но в самолетах можно было курить вплоть до начала 2000-х годов.
Image captionКурение запрещено на всех рейсах, но значок на табло оставили для напоминания нарушителям
Пассажирские салоны были разделены на две части - в передней сидели некурящие, а в задней можно было курить. Для курильщиков в подлокотники кресел встраивали пепельницы, а специальный знак на табло загорался, когда курить было нельзя - во время взлета и посадки.
Пепельницы остались в некоторых самолетах до сих пор, но это не означает, что на борту можно курить. Это делается для тех, кто захочет нарушить запрет. Раз уж кто-то решил покурить в салоне, пусть у него будет возможность безопасно потушить сигарету перед тем, как его снимут с рейса.
В США полный запрет на курение для всех рейсов был введен в 2000 году. "Аэрофлот" запретил курение на борту примерно на половине рейсов в 2001 году, а окончательно ввел его в марте 2002 года.
Запрет вводили поэтапно, чтобы не травмировать курильщиков. Сначала на рейсах продолжительностью до двух часов, затем - на некоторых туристических, где по традиции было много женщин и детей, и длительностью до четырех часов.
"Спальный вагон"
После конца Второй мировой войны пассажирская авиация стала развиваться невероятно быстрыми темпами. За время войны авиаконструкторы создали много новых технологий, а пассажирских самолетов, по вполне понятным причинам, в первой половине 1940-х годов разрабатывалось немного.
Но в конце десятилетия произошел настоящий бум в гражданской авиации.
Image captionТу-114 - пассажирский авиалайнер, переделанный из стратегического Ту-95
И все-таки в то время самолеты были не настолько общедоступным средством передвижения. Полет был довольно дорогим удовольствием и сопровождался более высоким уровнем комфорта. Это касалось как еды на борту, которую сервировали гораздо более изысканно, чем теперь, так и размещения пассажиров.
Image captionВ 1950-х спальные места в самолетах казались чем-то вполне естественным. Это купе в советском Ту-114
Спальные места на линиях большой протяженности на Западе были у многих авиакомпаний. Появились они и на первом дальнемагистральном пассажирском самолете в СССР - переделанном из стратегического бомбардировщика турбовинтовом Ту-114.
Всего в самолете было четыре четырехместных купе. В такой компоновке самолет мог перевозить 170 пассажиров. Впрочем, впоследствии они были демонтированы, а на их местах установили обычные кресла.
"Дугласы" в СССР
Послевоенный бум гражданской авиации затронул и Советский Союз. Однако быстро построить парк гражданской авиации в стране, которая только что перенесла тяжелую войну, было непросто.
Image captionЛи-2 был основой советской гражданской авиации в 1948 году. Этот самолет был снят с эксплуатации в конце 1970-х
Тем не менее, всего через два года после войны, в 1947 году, на авиалинии вышел первый послевоенный лайнер - двухмоторный Ил-12. Он должен был сменить лайнеры, созданные на основе американского самолета Douglas DC-3 - С47 Skytrain или советский Ли-2.
На сайте, посвященном истории гражданской авиации, опубликован архив расписания полетов в послевоенные годы.
В 1948 году, согласно расписанию, только из Москвы выполнялось 337 регулярных рейсов. Из них 54 - на Ил-12, 207 - на Ли-2 и 76 - на С47.