Российская культура вообще чрезвычайно склонна к ценностями безопасности и самосохранения, а не к ценностям противоположного конца спектра – самовыражения и прогресса. Мы люди запуганные и все, от президента до последнего либерала – мыслим в терминах безопасности, мы помешаны на безопасности.
Ловушка такого типа мышления в том, что она препятствует развитию. Чем больше мы в эту государственную безопасность вбухиваем, тем большее число угроз вокруг нас продуцируется. Это естественно, потому что аппарат этой безопасности заинтересован, чтобы продолжать потреблять наши ресурсы. Если его так хорошо кормят, он хочет, чтобы его кормили и дальше, и еще лучше.
Каким образом он зарабатывает себе на жизнь? Торгуя угрозами. Поэтому если вы концентрируетесь на безопасности, то будете жить в мире, наполненном бесконечными угрозами, все время их отражать и никогда не отразите их до конца. Ваш субъективный мир будет все менее и менее безопасен.
Вообще политическая сфера говорит, к несчастью, на языке угроз и безопасности, этой недостижимой безопасности, которой всё приносится в жертву. Силовые органы (армия, спецслужбы, полиция) готовы продуцировать угрозы, чтобы подчеркнуть свою значимость и вытрясти из политиков максимальное количество денег на свое развитие. Конечно, это имеет место повсюду, и любое ведомство всегда пишет обоснования, почему бюджет должен выделять деньги именно ему.
Однако же Россия традиционно тратит на силовую безопасность больше всех. На нацбезопасность и оборону она расходует более 30% бюджета. При этом России никто из соседей сегодня не угрожает в военном плане и угрожать не может. Ей грозят экономически – но это совсем другая песня.
Однако национальный фетиш – именно военная и полицейская безопасность, требующая огромных расходов на армию и спецслужбы, которые якобы должны ее обеспечивать. Конечно, такая ситуация во многом сформировалась исторически – если верить великому историку Ключевскому:
«Московское государство – это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта: на западе – за национальное единство, на юго-востоке – за христианскую цивилизацию, там и здесь – за свое существование».
Т.е. государство возникло как военная организация, боровшаяся за свою безопасность на два фронта. И доборолось оно до того, что выросло от территории Московской области до более шестой части суши – перед войной1914 г.
Вот вы – небольшое царство, вам угрожает Казань, вы решили ее захватить, чтобы ликвидировать угрозу и повысить безопасность. Усилили свою армию и ханство захватили. И действовали аналогичным образом при других подобных угрозах. Каков итог ваших усилий?
Во-первых, у вас стала более протяженная граница, стало больше соседей – а значит, больше угроз! Во-вторых, ваши соседи увидели, что вы имеет склонность нападать на соседей – и они начинают вооружаться.
В итоге вы имеете более длинную границу, соседей окончательно уверившихся просто на фактах, – что вы опасное и безмерно агрессивное государство, нападающее на всех. И они уже не просто вооружаются – они создают союзы – чтобы от вас защититься.
Нет, были, безусловно, и реальные угрозы, о которых позабыть нельзя: Наполеон, Гитлер. Но мера должна быть во всем.
А если она не соблюдается, вы, желая предвидеть любую угрозу, тратите все больше денег на аналитику и информацию, туда привлечены лучшие умы страны. И они строят все более тонкие и точные модели поведения противника. Но поскольку точность и компетентность их растет, они начинают видеть на ход вперед. И докладывают власти, что вот такая тенденция есть, она сама не угроза но может потенциально привести к угрозе.
Вы решаете ее устранить – и даже устранили. Однако взамен одной угрозы второго порядка появились две новых потенциальных угрозы, о которых докладывают ободренные своим успехом аналитики. И их растущая мощь позволяет предвидеть уже не только угрозы второго порядка – вы уже видите и некоторые тенденции третьего порядка.
И чем больше денег вы тратите, чтобы обезопасить себя от угроз, тем большее количество угроз вы наблюдаете…
Кстати вот еще одно соображение. А не подло ли это: любить и защищать Родину за большие зарплаты, большие пенсии, многочисленные льготы и ранний выход на пенсию? Ведь наши силовики – ФСБ, МВД, прокуратура, военные – именно на таких экономических и социальных льготах для себя настаивают.
А помните, что наш премьер Дмитрий Медведев на этот счет сказал учителям? В учителя идут не для того, чтобы получать большую зарплату, а по зову души, за идею, если же хотите больших заработков – займитесь бизнесом. Но почему бы этот призыв не переадресовать нашим силовикам? Дескать есть такая профессия – Родину защищать! По зову души, за идею! А хотите больше денег – увольняйтесь из ваших силовых органов и дуйте в бизнес! Было бы вполне логично!
Но силовикам ничего подобного у нас не говорят. Напротив, спешат утолять их нарастающие требования, наращивать им материально-техническую базу, всячески продвигать их политически… Да и пенсионный возраст блюстителям правопорядка увеличивать никто не собирается. То есть к войне – и судя по образованию Росгвардии, даже со своим народом – мы готовимся в усиленном режиме. А к мирной жизни – как-то спустя рукава.