Со смыслом термина «иностранный агент», я думаю, мы давно определились. Это синоним слов предатель, шпион, враг. До определения враг народа – один шаг. И я не вижу повода этот шаг не сделать.
До сих пор иноагентами признавались общественные организации, на которые ставилось, таким образом, позорное клеймо. Способы прекрасно известны. Вспомним хотя бы случай с ФБК и Навальным. Получили два перевода от какого-то испанца, который так и не смог объяснить, зачем, почему и при каких обстоятельствах он перевел эти деньги в Россию для организации, про которую толком ничего не знает. Но организация – это нечто обобщенное. За брендом не всегда различишь конкретных людей. А физическое лицо имеет имя, фамилию, портрет. И признание физлиц иностранными агентами – это реальное признание именно вот этого человека врагом.
На первый взгляд, кажется, что вас эта история не касается, а имеет отношение к журналистам, то есть к нам. Пишешь статейки в сомнительную газетку, получаешь от нее доллары или евро – будь любезен носить бирку или номерок. Но у меня нет ни малейших сомнений, что это только первый шаг, разминочный. Дальше вам запретят получать деньги за выступления и лекции за рубежом. Потом перейдут от журналистов к любым публичным людям. Артистам, ученым, педагогам, докторам, которые так же выступают с докладами, участвуют в конференциях, фестивалях и неизбежно получают гонорары. А далее логично распространить действие закона вообще на любого гражданина, который так или иначе получит из-за рубежа какую-то валюту.
Продашь что-то через интернет, выиграешь в казино – мало ли способов? Отмена покупки на Алиэкспрессе и возврат тебе денег – это тоже фактически поступление средств из-за границы. Почему это не паранойя? Потому что борьба с внешней угрозой стала таким же бизнесом как борьба с экстремизмом.
Тысячи силовиков делают себе карьеры на выявлении в соцсетях террористов, шпионов, организаторов беспорядков и тому подобное. Этим они оправдывают свое существование, раздувание штатов, повышение зарплат и карьерный рост. Депутаты и сенаторы занимаются тем же самым, но защищая нас от внешней угрозы законами о суверенном интернете, об иностранных агентах, о СМИ с иностранными владельцами и прочей дребеденью. Это бизнес не только идеологический – он имеет конкретную монетизацию, потому что под реализацию всех патриотических проектов неизменно выделяются нехилые средства. Именно поэтому действие закона о физических лицах-иноагентах неизбежно будет расширяться и распространяться вплоть до того момента, когда под него не попадут абсолютно все граждане страны.