Это было лишь вопросом времени. Люди не могли просто сидеть дома, без работы, многие уже без денег и ждать неизвестно чего. На юге народ горячий – первыми вышли там. Ситуация такая, что все одновременно и правы и не правы. К сожалению, нигде в мире не придумали никакого другого средства борьбы с коронавирусом, кроме максимального сидения дома. Ни в авторитарной России, ни в демократической Америке, где, кстати, тоже митингуют против карантина. Для подавляющего большинства КОВИД – это страшная, но все-таки сказка из телевизора и интернета.
Опасность не осязаема, вируса трудно бояться, как обычно боятся люди пожара, наводнения или теракта – в Осетии хорошо знают, как это может быть. А вот потеря работы и средств к существованию – это то, что уже коснулось непосредственно миллионов людей. И Северная Осетия далеко не самый зажиточный регион, лишних денег и запасов валюты там нет. Люди, с одной стороны понимают, что фактически в разгаре мировая война. А с другой стороны, они чувствуют, что уже стали ее жертвами и гибнут совсем не от того, чем их пугают. Что делать в такой ситуации властям? Отменить карантин нельзя. Нельзя махнуть на всё и сказать: да хрен с ним, однова живем, начинайте с понедельника работать как работали и жить как жили. В той же Осетии я не думаю, что какая-то супермедицина, и когда в больницы повезут сотни больных, это закончится сотнями трупов. Но власти могут сделать другое. Могут и обязаны. Хорошо, что Вячеслав Битаров вышел к людям, а не спрятался, как сделало бы 99 процентов начальников. Но плохо, что людей начинают винтить, как бунтовщиков.
Власти должны максимально подробно объяснять каждый свой шаг и обосновывать каждую меру. Ситуация нестандартная, решения могут меняться, могут быть ошибки – это всё понятно. Но вы всё равно должны каждый раз говорить и объяснять. В чем ошиблись и почему какие-то новые меры могут противоречить прежним. Федеральная власть фактически бросила регионы, сказав им «выкручивайтесь сами, кто как сможет». Значит, начальство в каждом регионе теперь и есть настоящая власть, а Путин – это только портрет на стене. Поэтому у людей не должно быть чувства, что это им плохо, это они оказались в заднице, а начальство всё равно в шоколаде и крем-брюле. Проблема в том, что у начальства такого навыка общения с людьми нет. Оно привыкло считать граждан населением, и общаться с населением с помощью отрывистых команд и системы запретов и ограничений. Люди будут сидеть дома и будут готовы потерпеть – чего-чего, а запас терпения в нашем народе колоссальный. Но люди в своем терпении должны быть уверены, что им обязательно помогут, что примут настоящие меры, а не теперешние полудекоративные. И что с ними хотя бы будут говорить и просто объяснять, что происходит. Разве они слишком многого хотят?