Как это обычно бывает, чиновники не подготовились должным образом к эксперименту, провалили его, но сами выйдут сухими из воды
Как известно, Казань стала первым городом в России, где на общественном транспорте введён обязательный QR-код. Первые результаты его можно подвести уже сейчас. Во всяком случае, социальные сети дружно признали эксперимент с QR-кодами в столице Татарстана неудачным, перечислив по пунктам то, что получилось в результате:
Скандалы, раздражение и негативные эмоции в салонах общественного транспорта. Конфликты, вынужденные простои, рукоприкладство. Скопление пассажиров на остановках.
В часы пик до половины пассажиров едут невольными «зайцами».
Апатия у работников городского транспорта, особенно кондукторов.
Перегрузка такси, неоправданное удорожание услуг такси...
На те же грабли
Публицист Илья Вайцман объясняет, почему это произошло:
«Жаль, все-таки очень жаль, что прыжки на грабли не входят в олимпийскую программу. Сборная российских чиновников взяла бы все медали на сто лет вперед, что называется: "одной левой". Причем, левой ногой, не снимая лабутенов.
Я неоднократно уже писал, что основной заражальней в настоящее время является городской общественный транспорт, а вовсе не поезда дальнего следования, и не рестораны с торговыми центрами, помните? Видимо, в Казани кто-то из чиновников меня читает, и приняв мои слова за подсказку, с маху скакнул на грабли, введя доступ в городской транспорт по тем самым QR-кодам.
Эффект? Ну какой эффект бывает от прыжков на грабли? Сами знаете... Понятное дело, что на сплошной контроль при посадке в каждую единицу общественного транспорта и на входе в метро - никаких ресурсов у властей не хватит. Смогли только выборочно выгнать из автобусов-трамваев-метро что-то около полутора тысяч несчастных, получили сотни скандалов, десятки потасовок и пострадавших от физического насилия. И, разумеется, практический коллапс общественного транспорта, потому что на каждой остановке автобусы вставали на несколько минут, как минимум. Какой график, какие интервалы...
Противоэпидемический эффект для города с населением 1,2 миллиона человек (и 1,6 миллионов в агломерации) от этого всего равен нулю, конечно. Ничего, кроме взрыва социальной напряженности и многократного(!) роста цен на проезд в такси (куда набивались группами неоткуаренные казанцы, кстати) не вышло.
Зато, наверное, красиво отрапортовали.
Молодцы.
Герои…»
Все это выглядело более, чем убого
А вот доцент одного из Казанских вузов и глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов назвал происходящее «татарским QR-безумием», и подробно объяснил свою позицию. Он считает, что инициатива ретивых казанских чиновников привела к последствиям, грозящим гражданской нестабильностью в регионе.
Технически все выглядело более чем убого. Срочно, словно кто-то за ними гонится, закупили за бюджетный счет дополнительное оборудование – смартфоны и аккумуляторы для кондукторов, которые должны не только проверять у десятков пассажиров, на каждой остановке ломящихся в автобус код, но еще и выдавать билеты!
«Потрясая перед пассажирами новеньким, видимо только что всученным ей смартфоном, кондукторша виновато, но упорно требовала предъявить код. Из-за этой внезапно свалившейся на неё дополнительной нагрузки перемещалась она из одного конца салона в другой минут по десять. Так, что, добрая половина пассажиров, не охваченная проверкой и даже не оплатившая проезда, успевала проехать и выйти. Когда измученная женщина-мигрант добралась до меня, я сказал, что завтра записан на вторую прививку, а сейчас, вот, есть справка о первой прививке, и что же мне делать? Она сказала, что ничего поделать не может, и прошла дальше. На своей остановке, перед тем как выйти, я сунул ей деньги за проезд – она с благодарностью вцепилась в мелочь… Выручка, думаю, у этого маршрута была по крайней мере раза в два меньше обычного, а работы у водителя – почти как обычно, зато у кондуктора раза в два больше обычного…»
«Вечером проанализировал сводки «с полей». Одному кондуктору сломали нос, одному пшикнули в лицо газовым баллончиком, «неизвестные напали на экипаж общественного транспорта», и так далее. Но, силовики будут выявлять, пресекать и привлекать – это уже по информации провластных СМИ. А чем чиновники ещё могут подкрепить свои недалёкие решения, не отвечая за них, ни креслом, ни деньгами? Только репрессиями против бедных граждан и перевозчиков…»
Стоит добавить к этому, что закуплены были самые дешевые китайские смартфоны, которые просто не справляются, как и люди, с такой нагрузкой.
Хотя, как отмечает эксперт, «народная» реакция была конструктивной и позитивной: в телеграм-каналах созданы сообщества, где владельцы автомобилей и пассажиры ищут и даже находят друг друга. Правда, сколько времени и денег на это уходит - проблема сугубо личная.
Из всего перечисленного становится совершенно ясно: поучилось как это обычно и бывает на Руси (пусть и в Татарстане) – безобразно. Ни Казань, ни ее чиновники оказались к QR-нововведению не готовыми. «Правда, чиновникам это без разницы, им главное – отрапортовать, а общественным транспортом чиновники не пользуются…» - заключает Щеглов.
Про стариков даже и не подумали
Как становится ясно из комментариев, далеко не все «вакцинированные» от короновируса и переболевшие им получили QR-коды. Им пришлось брать отгулы и ехать в поликлиники, где они «вакцинировались» или лечились от короновируса, отсиживать там в очереди по 3-5 часов, после чего врач, проверив их документы, при них вводил их данные в систему и они сразу получали на смартфоны QR-коды...
И вот еще что важно: у многих людей QR-кодов просто нет. Они никакие не антиваксеры даже, привились, но до последнего времени граждане РФ не обязаны были иметь смартфоны и регистрацию на Госуслугах. А теперь, по факту, получается, что должны?! Это как раз тот случай, когда вместе с водой выплёскивают и младенца. Хотя вариантов решения полно — это и распечатка, и выдача QR-кода непосредственно после прививки, и рассылка распечатки по почте и так далее…
К тому же у многих пожилых людей никаких смартфонов нет, как нет интернета
и регистрации на Госуслугах, хотя они и привились, и справки получили. Со стороны власти это явное неуважение к старикам, а попросту - свинство. Никаких оправданий сложной эпидемиологической ситуацией тут нет и быть не может.