Армения договорилась с Россией о поставках газа в 2022 году по старым ценам в 165 долларов за 1000 куб.м. Но это только начало. Тем временем в Европе биржевые цены на голубое топливо поднимались выше 2000 долларов, а в нашей стране дома топят дровами и углём.
В среду 22 декабря правительства Армении и России договорились о сохранении нынешней цены на газ в 165 долларов за 1000 куб. м. Осталось уточнить только некоторые детали вроде калорийности поставляемого топлива. По мировым меркам это копейки: на спотовом рынке Европы газ дорожал до рекордных 2187 долларов. В Азии, согласно данным Platts, топливо тоже не сильно дешевле: 1760 долларов. Так что Армении сильно повезло получить такой контракт.
Александр Лукашенко, конечно, выторговал ещё более приятные цены: 128,52 доллара за 1000 кубов. Но у Армении есть другой козырь в рукаве: Комиссия по регулированию общественных услуг Армении после переговоров с Россией заявила о возможности заключения 10-летнего контракта по нынешним ценам. Вот это будет настоящий подарок от «Газпрома» и России. Особенно на фоне того, что переговоры касались пятого энергоблока Разданской ТЭЦ, которую «Газпром Армения» получил в 2006 году за долги, и достроил к 2012 году. Армения обещала возврат инвестиций, но дочка «Газпрома» до сих пор работает по этому проекту в минус, наращивая долги.
Твёрдый 10-летний контракт выгоден для Армении, но для «Газпрома» и России в целом (газ давно является инструментом внешней политики) это большие риски. Во-первых, у Армении, в отличие от Беларуси, нет общей границы с Россией. Основные поставки ведутся по газопроводу «Северный Кавказ – Закавказье» через Грузию. Но в марте 2021 года из-за планового ремонта газопровода топливо было направлено в обход через Азербайджан. Такая ситуация далеко не самая стабильная и безопасная на фоне обострения конфликта между Россией и НАТО. В отличии от Армении, грузинские власти тянутся к НАТО. Так, североатлантический альянс в ноябре приглашал Грузию наравне с Украиной на встречу глав МИД, Грузия на днях назвала неприемлемыми требования России к НАТО и США, а глава российской делегации на переговорах в Вене Константин Гаврилов заявил, что Россия ни в коем случае не допустит размещения инфраструктуры НАТО в Грузии. Азербайджан тоже не против сотрудничества с НАТО: после турне спецпредставителя генсека НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Хавьера Коломина была достигнута договорённость о возобновлении сотрудничества по линии процесса планирования и анализа. Гарантий стабильности поставок газа в Армению нет никаких, но обязательства по долгосрочному контракту никуда не денутся.
Сможет ли Россия получать прибыль от продажи газа по 165 долларов на протяжении всех 10 лет – тоже вопрос открытый. В прошлом году, по подсчётам «Интерфакса», рентабельный уровень экспорта для «Газпрома» находился на уровне 100 долларов за 1000 куб. м. И с каждым годом эта цифра повышается из-за необходимости разработки новых более труднодоступных месторождений, из-за инфляции. Усиливающиеся санкции лишь усугубляют этот процесс.
Но «Газпром» продолжает делать ставку именно на экспортные проекты. В ближайшие недели ожидается подготовка технико-экономического обоснования для газопровода «Силы Сибири – 2», который должен поставлять топливо в Китай через Монголию. Китай, кстати, тоже покупает газ по бросовым ценам. Поднебесная получает газ по «Силе Сибири» по цене 0,9 юаня за 1 кубометр. Получается примерно 140 долларов за 1000 кубометров. Такими темпами инвестиции в сам газопровод в объёме 1,1 трлн рублей (сопутствующая инфраструктура оценивается ещё в 35-50 млрд долларов) будут окупаться очень долго.
А что же люди, живущие в России? Средний уровень газификации к концу 2021 года дошел только до 72% и то в основном за счёт густонаселённых районов западной части России. Реальное обеспечение газом домовладений в будущем становится крайне затруднительным: власти обещают подвести трубу лишь до границы участка, да и то не везде. «Газпром» теперь использует термин «технически возможная газификация». Но за само подключение дома в регионах всё равно придётся заплатить не менее 300-400 тыс. рублей. Люди по-прежнему вынуждены топить дома дровами и углём.
По данным Росстата, 13% общей площади жилья вообще не оборудованы системами отопления. И в число оборудованного жилья входят в том числе дома с твердотопливными котлами, которые топятся дровами или углём. Эти 13% - дома, в которых люди согреваются обычными печками. И в сельской местности так обогревается 30% жилого фонда (в городах – 7%). Особенно остро проблема отопления стоит в нескольких регионах. В Республике Алтай печами согревают 39% домохозяйств, в Бурятии – 43%, в Забайкальском крае – 50%, в Тыве – 88%. Печи топят не только в Сибири и на Дальнем Востоке. В Псковской области 30,3% домовладений тоже выживают за счёт традиционных печей. Даже 70 тыс многоквартирных домов из базы Фонда содействия реформированию ЖКХ в 1 млн домов тоже имеют печное отопление. Инвестиции «Газпрома» в газификацию регионов в 2021-2025 годах должны составить только 526,1 млрд рублей – в разы меньше, чем потратили на «Силу Сибири». Зафиксированные на 10 лет вперёд тарифы россиянам тоже могут только сниться. Для населения цены на газ повышаются каждый год на 3%, а для оптовиков и промышленности Минэнего в сентябре приняло решение повысить тарифы на 5% в 2022-м, и на 4% в 2023-2024 годах.
Проблема отопления осложняется ещё тем, что не везде людям хватает твёрдого топлива. Жители Алтайского края, Новосибирской и Омской областей жалуются на дефицит угля: добывающие компании на фоне роста мировых цен на уголь предпочитают отправлять его на экспорт. Газа нет, но и другие источники энергии оказываются недоступными.
Газ из удобного, экономичного и экологичного топлива превратился в инструмент покупки благосклонности других государств, которых Россия больше ничем привлечь не может. А покупать газом расположение собственного населения не требуется – россияне и так поддерживают действующую власть.