Средний ущерб от урагана вырастет втрое к концу столетия, прогнозируют ученые из Потсдамского института изучения климатический изменений. И даже экономический рост не способен компенсировать увеличение ущерба от разрушительных погодных явлений, считают они. Такие выводы сделаны в результате исследования, которое опубликовано на этой неделе в Environmental Research Letters. В ходе работы климатологи использовали современные модели, учитывающие скорость ветра, населенность территории, ВВП на душу населения, указанный в отчетах ущерб, сообщает RNS.
«Некоторые люди надеются, что растущая экономика способна компенсировать ущерб от изменений климата, что мы „перерастем“ их вместо того, чтобы сдерживать. А если ущерб будет расти быстрее, чем наша экономика, или смена климата будет воздействовать на нас быстрее, чем мы сможем приспособиться к ней»? — риторически интересуется один из авторов исследования Андерс Леверман. Он призывает не только приспосабливаться к неизбежным последствиям глобального потепления, но и предпринимать меры по их предотвращению.
Откуда ветер дует
В работе Потсдамского института имеются в виду не любые штормовые ветра, а ураганы очень большой силы — тропические циклоны или тайфуны, рассказал «Ридусу» координатор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. «Имеются в виду те ураганы, которым присваиваются имена. Они возникают только в тропических широтах. И по силе явления это совсем не то, как очень сильный ветер в Москве или ураганный ветер в Антарктиде», — поясняет он.
© RNCB/flickr.com (CC BY ND 2.0)
Странам, значительная территория которых подвержена воздействию подобных природных явлений, они действительно наносят очень большой ущерб, и оценка его роста в три раза к концу века выглядит вполне разумной, считает эксперт. Во всяком случае, она согласуется с другими оценками, согласно которым за тот же период в 2–4 раза увеличится частота и сила опасных метеорологических явлений в целом.
Однако не стоит также забывать, что разные страны страдают по-разному. Так, в Китае лишь очень небольшая доля территории находится под потенциальными ударами этих ураганов. В США, по сути, тоже, хотя иногда тайфуны проносятся не только по Флориде, но и по Нью-Йорку, и по Новому Орлеану, нанося действительно очень серьезный ущерб, но все-таки не критичный в масштабах американской экономики. А вот для таких стран, как Филиппины, Таиланд, Малайзия и даже Сингапур, и государств Центральной Америки экономические последствия весьма печальны.
Для Филиппин или каких-либо малых островных государств мощный тайфун — это просто трагедия. А их увеличение в три раза может привести к тому, что людей придется даже переселять в другие районы. Конечно, это не вселенская катастрофа, но те или иные прибрежные или островные местности могут быть объявлены опасными для проживания, как на склоне вулкана, прогнозирует эксперт. «Там никто не живет, и никто не застрахует там ваш домик, потому что не возьмет за это ответственность», — констатирует он.
© NASA Goddard Space Flight Center/flickr.com (CC BY ND 2.0)
Если перенестись из тропиков в Россию, станет заметно, что и здесь число опасных гидрометеорологических явлений (которые наносят заметный ущерб) за последние 10–15 лет выросло примерно в два раза. Если раньше их было около 200–250 в год, то сейчас — примерно 400–500. При этом общее число всевозможных природных явлений не сильно увеличилось.
Прогнозы — не панацея
Рассчитывать на то, что со временем ученые научатся лучше прогнозировать опасные природные явления тоже не стоит. «Точности прогнозов есть определенный физический предел», — поясняет эксперт. Сейчас уже достаточно хорошо предсказывается климатическая ситуация в текущие сутки и за сутки, относительно неплохо — за неделю. Иногда удается предсказать дней за девять, но это исключительные случаи.
По словам климатолога, вопрос не в предсказании, а в системе оповещения, и в нашем отношении к этим оповещениям. «Там, где люди привыкли к серьезным ударам стихии, они правила и рекомендации метеорологов соблюдают. Но компенсировать это лучшим прогнозом фактически невозможно. Подозреваю, что прогноз вышел на некое плато, лучше он не будет», — констатирует он.
В США, например, все очень хорошо и с системой оповещения, и с отношением к тому, что предсказывается. В России ситуация далека от идеала. Дело в том, что прогнозируя опасные явления, в том числе штормовые ветра, Росгидромет напрямую работает только в воздухе (на авиацию) и на море. На земле же он передает штормовые предупреждения в МЧС, который уже решает, объявлять состояние той или иной опасности или нет. И зачастую склоняется ко второму варианту.
© Zooey/flickr.com (CC BY ND 2.0)
«Если Росгидромет ожидает штормовые ветра, и вы можете это видеть на его сайте, наверное, это должно говориться каждый час в каждых телевизионных новостях в обязательном порядке. Но как-то у нас всегда старались не пугать людей. И этого у нас не происходит», — сетует Алексей Кокорин.
Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться с лучшую сторону, признает эксперт. Все-таки увеличение числа и силы опасных гидрометеорологических явлений не остается незамеченным, и относиться к ним начинают более ответственно как специальные службы, так и сами граждане.
Хотя, конечно, разрушительная сила штормовых ветров в России не столь велика, как у тропических циклонов. «На Филиппинах снесло 1000 домов и погибло 50 человек, у нас 200 человек эвакуировали из автотранспорта на Яузе, где она разлилась. Это конечно несопоставимые вещи. Но для наших привычек, для нашего образа жизни тоже вещи значительные», — замечает эксперт.
И снова антропогенный фактор
И нарастающие тропические циклоны, и затопление Москвы в начале этой недели — это все стороны одной медали, разбалансировки климатической системы и ожидаемого дальнейшего роста числа и силы опасных явлений.
И под их сдерживанием имеется в виду вовсе не улучшение прогнозов или строительство каких-то защитных сооружений (хотя, конечно, это тоже не помешает). Тут вопрос в том, почему происходит такой рост. Конечно, есть естественные вариации климата, но на них теперь накладывается антропогенное воздействие. И вот это самое антропогенное воздействие на климатическую систему следует убрать, прежде всего, усиление парникового эффекта.
Обратить этот процесс вспять и вернуть планету к состоянию столетней и даже пятидесятилетней давности, безусловно, вряд ли возможно. Но надо остановить или хотя бы существенно замедлить его рост. Ведь все эти сценарии на конец века подразумевают дальнейшее усиление данного эффекта, напоминает эксперт.