«Почему бы вам сразу не пришить свастику на свои сумки?» — негодуют пользователи. © Коллаж/Ridus
Джинсовая юбка из новой коллекции Zara спровоцировала настоящий скандал вокруг модного бренда. Все дело в патчах, украшающих юбку — они подозрительно похожи на известный мем «Лягушонок Пепе», который считается символом нацизма и нетерпимости. На юбку со спорной вышивкой обратила внимание Меган Фредетт (Meagan Fredette), которая пишет статьи о музыке и моде. «Zara действительно пытается продать юбку c Лягушонком П*пе, по-видимому, не подозревая о последствиях», — написала она в Twitter, опубликовав фотографию юбки.
Подписчики мигом подхватили волну негодования. «Почему бы вам сразу не пришить свастику на свои сумки? Вы поддерживаете нацизм или просто ничего не понимаете в этом?» — написал один из пользователей.
Многие начали заявлять, что больше никогда не переступят порог магазинов Zara из-за ее поддержки ультраправых идей: «Серьезно? Лягушонок Пепе? Альт-райт? Это ваша целевая аудитория? Я и мой кошелек будем делать покупки в другом месте». Пользователи также вспомнили ещё один «провал» бренда: в 2014 году Zara выпустила пижамы, которые выглядели точно так же, как униформа заключенных в концлагере.
«Шокирует, что Zara не видит в юбке проблемы», — отреагировало The Huffington Post на скандал в соцсетях. Издание отмечает, что бренд уже удалил фотографию юбки со своего сайта и всех официальных страниц в соцсетях.
В электронном письме на запрос издания представители модного бренда заявили, что вышивка на джинсовой юбке не имеет ничего общего с мемом, символизирующим нетерпимость.
Юбка является частью ограниченной коллекции Oil-On-Denim, которая была создана благодаря сотрудничеству с художниками и доступна только на отдельных рынках. Дизайнер юбки — Марио де Сантьяго, известный в интернете как Yimeisgreat. Марио исследует социальные взаимодействия через свои работы, и вот его слова: «Идея исходила из настенной росписи, которую я делал с друзьями несколько лет назад. Нет абсолютно никакой ссылки на предложенную тему», говорится в ответе Zara. Лягушонок Пепе — герой комикса Мэтта Фьюри «Boy’s Club», появившийся в 2005 году. Монстр-тинейджер был довольно невинным персонажем, а первоначальный мем, возникший из его образа, представлял из себя Лягушонка, довольного тем или иными жизненными ситуациями. Затем его смысл перевернулся — Лягушонок Пепе стал грустным, и пользователи распространяли картинки с его печальной мордой и депрессивными надписями.
В какой-то момент в Сети стали появляться картинки с довольным Лягушонком Пепе и различными надписями, пропагандирующими расовую нетерпимость. В ходе президентской гонки в США в 2016 году неизвестные нарисовали Лягушонка Пепе с прической кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. Трамп, желая угодить молодому электорату, твитнул эту картинку на свою страницу в Twitter. Этим воспользовалась демократка Хиллари Клинтон, тут же обвинив своего соперника в использовании нетолерантного мема. Это и спровоцировало дальнейшее распространение Лягушонка Пепе как символа нетерпимости и расовой дискриминации.
В итоге в сентябре 2016 года американская неправительственная организация «Антидиффамационная лига», которая борется с антисемитизмом, внесла Лягушонка Пепе в список символом ненависти. Таким образом мем был приравнен к свастике, флагу Конфедерации и кресту «Ку-Клукс-Клана». В организации подчеркнули, что новый смысл картинка получила на фоне активной деятельности правых движений и президентской кампании Дональда Трампа.
Недавно похожие обвинения обрушились на немецкую косметическую марку Nivea, выпустившей неоднозначный рекламный плакат. Общественность усмотрела в нем пропаганду расизма, а представители ультраправых движений были настолько поражены «креативностью» торговой марки, что объявили ее своим официальным брендом.