» » «Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы

«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы

Автор: admin 380  
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
В Европе социальное предпринимательство становится мейнстримом, и постепенно будет занимать все большую долю рынка. Россия пока догоняет. © Коллаж/Ridus
«Я чувствую себя двухголовым:  одна голова думает о коммерции, чтобы не провалить то, что делает другая в социальных целях», - так охарактеризовал свою деятельность один из российских социальных предпринимателей. Это явление, относительно новое не только для России, но и для всего мира, некоторыми экспертами уже выделяется в отдельный сегмент экономики. И, возможно, в недалеком будущем именно у него будет ключевая роль в развитии общественных отношений.
Двухголовый бизнес
Термином «социальное предпринимательство» русский язык обогатился не так давно, и его четкое понимание пока отсутствует. Но фраза о двух головах метко объясняет суть. Это бизнес, который должен приносить доход, но при этом он ориентирован на решение или смягчение социальных проблем. И прибыль для таких компаний – не самоцель, а средство для реализации главной задачи – улучшения качества жизни людей.
Это могут быть проекты в сфере образования, здравоохранения, экологии (например, организация раздельного сбора мусора или магазин, где все продается на развес и на разлив, и куда покупатели приходят со своей тарой, чтобы не плодить отходы из пластиковых одноразовых упаковок). Оказание услуг незащищенным категориям граждан или их трудоустройство – это тоже социальное предпринимательство.
Вариаций бесконечное множество. Именно поэтому так трудно собрать их под каким-то общим определением. «Но все едины в том, что социальное предпринимательство объединять двойственная результативность - предприятия должны достичь и социального результата, и экономического», - говорит директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Александра Московская. 
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
© Александр Рюмин/ТАСС Пока целевых капиталов в России не так много: по экспертным оценкам, за 10 лет действия закона их создано чуть больше 150. Но для начального периода это уже достаточно неплохо. Больше всего эндаументы востребованы в высшем образовании, что характерно для всего мира (это связано с тем, что успешные выпускники обычно поддерживают свои alma mater). Но постепенно это переходит в культуру, в социальную сферу. Из самых известных НКО, имеющих целевой капитал, можно назвать фонд поддержки хосписов "Вера". По словам эксперта, как раз сейчас наблюдается новый уровень интереса к целевым капиталам. Появились первые результаты, накоплен опыт, и люди сознательно начинают обращаться к этой теме.
«Для НКО важно не концентрироваться на чем-то одном, а понимать весь спектр возможностей поддержки собственной деятельности. Это должна быть, по идее, комбинация инструментов, - говорит Орачева. - Мы все привыкли, что некоммерческий сектор финансируется в основном через гранты и пожертвования, но это лишь один из путей. Есть еще целевой капитал, есть социальное предпринимательство, есть государственные механизмы, такие, как субсидии или президентские гранты. Важно понимать наличие разнообразия, потому что только так можно сделать осознанный выбор или использовать все инструменты. Тем самым мы повышаем устойчивость НКО, и она становится полноправным участником рынка в широком смысле этого слова». По словам исполнительного директора фонда «Гражданский союз» Олега Шарипкова, в отличии от единичных пожертвований эндаумент решает проблему финансирования на долгие годы: известны случаи, когда предприниматели отходили от дел и программы, существовавшие на их пожертвования, прекращались.
«Фонд целевого капитала, напротив, обеспечивает стабильный доход НКО. У нас сейчас более 7 млн рублей в целевом капитале и на доход мы ежегодно проводим конкурсы для местных НКО, для инициативных групп и поддерживаем лучшие проекты, которые вообще нужны в регионах», - резюмирует эксперт.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров