Да черт бы с ними вообще, со всеми этими диссертациями! При советской власти за научные звания доплачивали хоть какие-то деньги, а звания и дипломы давали возможность хоть как-то отличаться от серой массы. Я закончил факультет журналистики и получил диплом – ну и что? Рядом со мной работают мои товарищи, у большинства из которых нет никакого журналистского диплома. Неужели они поэтому перестают быть журналистами? Неужели они работают хуже меня только потому, что у меня диплом есть, а у них нет?
Вот точно так же не имеет персонального значения, оставят Мединскому докторскую степень или нет. Вне зависимости от окончательного решения никакой нормальный историк никогда не назовет Мединского коллегой. Есть немало уважаемых ученых, чьи имена отлично известны, чьи труды авторитетны, чьи книги читают и перечитывают – и лишь в последнюю очередь интересуются тем, какие у них формальные регалии. А Мединского знают в первую очередь как автора чудаковатых книжек и бредового сочинения, названного почему-то диссертацией, а не фэнтези по мотивам истории. Друзья-бюрократы вроде министра образования, конечно, будут Мединского защищать. Наверняка на его защиту встанут сотни чиновников и депутатов. Всех тех, кто получали такие же липовые звания, развлекаясь копипастом или воровством чужих текстов. И не случайно министр Васильева говорит, что главное, что в работе Мединского нет плагиата. Потому что эпидемия плагиата приобрела такой размах, что иногда кажется, будто нормальных диссертаций эти люди вообще не пишут. Но Мединский писал сам – он же писатель! И раз у Мединского нет плагиата, то все остальное можно представить, как его личный взгляд на историю. Таково его видение.
У меня был товарищ в университете, которого позвали к доске и вместо четкой, вполне определенной схемы, он нарисовал какую-то хреновину и в ответ на недоуменный взгляд преподавателя сообщил: таково мое видение. Всякий бред можно просто объявить личной точкой зрения. И раздавать за этот бред звания и награды. И те люди, которые Мединского чествовали, а потом покрывали, делали это не потому, что им так понравилась его работа, а потому, что это Мединский — и его нельзя не уважить. Но те настоящие ученые, для которых репутация важнее конъюнктуры, врать не захотели. И на самом деле именно Экспертный совет ВАК поставил в этой истории точку, а дальше пускай выкручиваются Мединский, Васильева, правительство и прочие конторы. Но я понимаю, что сам Мединский в отставку не уйдет, и никто Мединского в отставку не отправит. Его держат там не потому, что он доктор наук. А как раз потому, что мало кому удается так же виртуозно называть черное белым и превращать культуру и историю в солдат партии. А что касается репутации, то кого вообще волнует репутация в обществе, где вранье и воровство стали правящей идеологией.