«Великолепная семёрка» (The Magnificent Seven)
США, реж. Антуан Фукуа, в ролях: Дензел Вашингтон, Крис Пратт, Итан Хоук, Винсент Д?Онофрио, Ли Бен-хон, Мануэль Гарсия-Рульфо, Мартин Сенсмейер, Хейли Беннетт, Питер Сарсгаард, Мэтт Бомер.
Сайт фильма
1879-й год, крохотный городишко Роуз-Крик где-то на Диком Западе охвачен паникой: на земли простых работяг-фермеров позарился лютый злодей, привлечённый находящимся неподалёку золотым прииском. «Самострой!» — не говорит, но, видимо, думает он, готовый платить — но раза в три меньше, чем покупка того заслуживает. Крики «Это наша долина!» поджёгшего церковь Бартоломью Боуга не волнуют — на любой такой возглас у него есть вежливая просьба к «ручному» шерифу: «Трупы не надо убирать. Пусть посмотрят на них пару дней».
Трейлер фильма «Великолепная семёрка»
Противовесом этому произволу соглашается выступить Самюэль Чизэм, сноровистый охотник за головами, любящий щеголять фразами типа «В моей руке револьвер обычно стреляет». Обычно он берёт дорого, но тут ему впервые предлагают вообще всё — всё, что есть; к тому же фамилия Боуга ему определённо знакомо. Себе в компанию чернокожий ковбой приглашает ирландца-картёжника, разыскиваемого за мелкие проступки мексиканца, меткого азиата, давнего приятеля, которого кличут то Стрелок, то Ангел смерти, набожного охотника и отторгнутого племенем команчей индейца по имени Красный Урожай.
Ролик фильма «Великолепная семёрка», посвящённый Великолепной семёрке
«Порой люди умирали вообще ни за что», — вздыхает накануне решающей битвы один из этой Великолепной семёрки, и атмосферой благой обречённости, этого самурайского согласия умереть за чужие интересы проникнута вся картина — что сильнее сближает её с оригинальным фильмом Акиры Куросавы «Семь самураев», нежели с «Великолепной семёркой» 1960-го года в постановке Джона Стёрджеса, официальным ремейком которой она, как легко догадаться, является.
В таких случаях принято играть в игру «найди десять отличий» — но их, разумеется, куда больше. В новом фильме обострено и персонифицировано Зло: Питер Сарсгаард достиг, кажется, своей вершины, сыграв одного из самых мерзких и беспринципных негодяев по крайней мере нынешнего года. Убить его Боуга хочется сразу, причём в идеале — голыми руками.
Хейли Беннетт в фильме «Великолепная семёрка»
Отлично усилена женская линия: рыжую вдову с огненным запалом играет Хейли Беннетт, прозорливо выбранная нашим Ильёй Найшуллером на главную женскую роль в «Хардкоре». Через месяц с ней выйдет ещё «Девушка в поезде», на подходе главные роли у Терренса Малика и Уоррена Битти — в совокупности мы имеем потенциальную суперзвезду, сочетающую красоту с нехилым драматическим талантом.
Как сказано уже выше, разнообразнее стал национальный состав отчаянной «сборной» — дабы избежать любых обвинений в расовой дискриминации и подарить любой из диаспор своего героя. В этом отношении любопытнее всего конечный список выживших: уточнять его, конечно, не будем, но делайте ставки, господа, делайте ставки.
Ролик фильма «Великолепная семёрка», посвящённый герою Винсента Д?Онофрио
Командное кино порой чревато тем, что отдельные личности сливаются в толпе (поди различи, например, гномов в «Хоббите»), но здесь всё сделано правильно — и персональный выход имеется у каждого. Особенно следует выделить, пожалуй, Винсента Д?Онофрио — который неожиданно напоминает то, о чём многие, наверное, давно позабыли: какой он отличный актёр на самом-то деле! Впрочем, кто смотрел «Сорвиголову», того этим «откровением» не удивить: артист явно вышел на новый виток раскрытия своего задремавшего, было, таланта.
Итану Хоуку досталась роль с чуть большим количеством граней, нежели у прочих его коллег — и он отыгрывает её так, что волей-неволей вспоминаешь, сколь высокие прогнозы делались в связи с его карьерой лет двадцать назад. Не всё в жизни пошло так, как того бы хотелось, но сейчас, в свои 45, Хоук со всей убедительностью показывает, что давно готов к «Оскару» — дайте только материал подходящий.
Ролик фильма «Великолепная семёрка», посвящённый герою Итана Хоука
Дензел Вашингтон и Крис Пратт на их фоне предсказуемо «теряются» — просто потому, что их «маски» не требуют особенных красок. Один — Первый ковбой, другой — Второй, этого достаточно, чтобы их запомнить. Но изображать воплощённое Мужество — хоть умудрённое опытом, хоть по-молодому безрассудное — тоже задача не из простых, и эти парни справляются с ней на высоком уровне.
Ли Бен-хон, Мануэль Гарсия-Рульфо, Мартин Сенсмейер — их следует тут просто назвать, чтобы запомнить: теперь они — навсегда из этой Великолепной Семёрки.
Вестерны традиционно приветствуют жестковатый «мужской» юмор, и этот фильм не становится исключением. «У меня семья, мистер». — «Им будет лучше без тебя» (выстрел). «Эти безбожники разбили камень!» — и спустя секунду необходимое уточнение: «О мою голову». «Полируйте ружья — может, хоть блеск их отпугнёт», — это сказано не умеющим стрелять новобранцам, готовым, тем не менее, со всем своим бесстрашием встретить бандитов. «Чизэм? Я должен знать это имя?» — «Оно будет в твоём некрологе». Сухо, но увесисто, не слова, а булыжники.
Ролик фильма «Великолепная семёрка», посвящённый герою Криса Пратта
Вестерны — ничто без крутящихся в руках кольтов, без мгновенных попаданий, без запаха пороха. В этом отношении «Великолепная семёрка» задаёт непростую задачу на будущее: историкам ещё предстоит подсчитать точное число произведённых здесь выстрелов, но даже так есть ощущение, что мало какая картина сравнится с этой по данному показателю. Хотя крупных перестрелок в фильме всего две — но поверьте, их с лихвой достаточно. Стремительный монтаж и мастерская операторская работа превращают эти прискорбные, конечно, убийства в подлинные произведения искусства.
Пришёл черёд похвалить музыку: знакомая нам и не постаревшая за полвека мелодия звучит здесь только на финальных титрах, так что весь саундтрек — заслуга не так давно погибшего композитора Джеймса Хорнера, работу которого завершил Саймон Франглен.
Ролик фильма «Великолепная семёрка», посвящённый герою Дензела Вашингтона
Ну, а теперь осталось только пожать твёрдую режиссёрскую руку. Отметивший в этом году 50-летие Антуан Фукуа блистательно доказал, что ряд горестных ошибок вроде «Падения Олимпа» не был вызван утратой творческой потенции: взор его по-прежнему орлиный, поступь — львиная, хватка — железная.
Его «Великолепная семёрка» — современная классика, фильм, собирающийся прожить никак не меньше своих предшественников. Могучее, взвешенное, идеально сбалансированное произведение — в котором если и есть недочёты (куда уж без них), то не настолько принципиальные, чтобы повлиять на общую оценку. Круто, классно. Великолепно.