«Цифровая болезнь», которую подхватил президент Путин, может оказаться заразной. Есть симптомы, что в ЦБ РФ ею уже заразились. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов в ходе Санкт-Петербургского экономического форума заявил, что российский лидер Владимир Путин «полностью заболел» цифровой экономикой.
«Могу без прикрас вам сказать, что президент полностью заболел этим, понимая, что значительные темпы роста базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве», — уточнил Шувалов.
Словно в подтверждение тому, выступая на том же Санкт-Петербургском экономическом форуме, зампред ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила, что Банк России начал работу над созданием виртуальной национальной валюты. Сию минуту сложно сказать, являются ли эти два заявления простым совпадением, или же в ЦБ поняли слова о «цифровой болезни» Путина как необходимость проактивных действий в этом направлении, говорит представитель блокчейн-платформы Lisk в РФ Денис Смирнов. «Само по себе в создании национальной криптовалюты нет ничего необычного, эмитировать ее могут даже отдельные компании, а не только государства. Но я бы не стал торопиться с оценкой заявления Скоробогатовой. Потому что она только озвучила намерения, но на сегодня совершенно не понятно, какова будет концепция „цифрового рубля“, в каком формате это будет реализовываться», — сказал он «Ридусу». При этом чисто технологически запуск российской виртуальной валюты не представляет никаких проблем, и создать платформу для расчетов в национальной криптовалюте можно за очень короткое время. Затормозить ее запуск в России могут только бюрократические процедуры — такие, как определение ее статуса, создание соответствующего законодательства и т. д. «Я полагаю, что если будет принято политическое решение, то 80 процентов времени и сил уйдет именно на бумажно-юридическую подготовку, и только 20 процентов — на собственно технологическую», — считает Смирнов. Кроме того, прежде чем рапортовать о готовности к запуску вирутальной валюты, Центробанку было бы полезно четко объяснить игрокам рынка, чем «крипторубль» будет для них интереснее любой из тысяч виртуальных валют, уже находящихся в обращении и потому привычных для пользователей. «Для властей страны выгода в первую очередь состоит в том, что трансакции в национальной криптовалюте возможно отслеживать, в отличие от валют, используемых зарубежными эмитентами. Скорее всего, государство обяжет пользователей крипторубля каким-то образом регистрироваться. Это очень поможет в борьбе с коррупцией, с нелегальными операциями», — полагает эксперт.