Война историй между Польшей и Украиной набирает обороты. И пока украинский президент в очередной раз невнятно блеет о формуле взаимного перемирия, близости польского и украинского народов, и необходимости отказа от попыток помериться пролитой кровью, поляки медленно, но верно идут к победе в этой исторической схватке. Только за прошлый год и начало этого Варшава нанесла несколько серьезных ударов своему "доброму соседу и подопечному".
22 июля 2016 года Польский Сейм признал геноцидом массовые убийства поляков, совершенные украинскими националистами в период 1939-1945 годов на территории Волыни, восточной Галиции и юго-восточных воеводств II Польской республики.
Затем членом Парламента Польши Робертом Винницким был подготовлен "Проект резолюции Совета безопасности ООН о признании геноцида поляков, совершенного украинскими националистами в годы Второй Мировой Войны". И хотя этот документ официально не был зарегистрирован, сам факт его написания - тревожный сигнал. Ведь не стоит забывать, что Польша в период 2018-2020 года является непостоянным членом СБ ООН. Хорошая возможность воспользоваться положением.
Еще одним ударом под дых стала, наделавшая столько шума, новая редакция закона "Об Институте национальной памяти", в простонародье прозванном "законом о бандеризме". Несмотря на просьбы американских и европейских коллег, а также угрозы санкций, польский президент Дуда не посчитал нужным ветировать данный документ и после подписания, направил его в Конституционный суд на проверку.
Вишенкой же на торте можно считать анкету, которую теперь "просят" заполнять всех, кто въезжает в Польшу со стороны Украины.
К слову, представители польской верхушки не единожды заявляли, что не позволят, чтобы вместе с украинцами в их страну иммигрировал национализм. "Не хотим этого в Польше; хотим, чтобы к идеологиям, которыми до сих пор Институт национальной памяти занимался в области образования, противодействия и наказания, кроме нацистской, гитлеровской и коммунистической принадлежала также идеология украинских националистов и украинских формирований, сотрудничающих с Третьим германским рейхом", - сказал депутат Сейма от "Kukizʼ15" Томаш Жимковский. Так что появление опросника было делом времени.
Не известно, кто конкретно является составителем данного документа. Можно лишь предполагать, что он стал продуктом коллективной деятельности Комиссии по расследованию преступлений против польского народа, в сферу задач которой входит мониторинг социальных сетей на предмет пропаганды бандеровской идеологии и отрицания преступлений ОУН-УПА. Исполнителями же выступили польские пограничники.
Вот неполный перечень вопросов, на которые необходимо ответить при пересечении польско-украинской границы:
· Вы знаете, что на территории Республики Польша, а также за ее пределами предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы до трех лет за пропаганду бандеровской идеологии и отрицание преступлений украинских националистов?
· Вы состоите или когда-либо состояли в украинских националистических организациях, таких как ОУН, УНА-УНСО, С14, СНА, ВО "Тризуб" им. Степана Бандеры, "Правый сектор", ВО "Свобода", "Державная инициатива Яроша"?
· Вы считаете оправданным искажение истории, путем оправдания преступлений украинских националистов времен Второй мировой войны?
· Вы согласны на проверку предоставленной информации, в том числе в социальных сетях, и обработку личных данных?
И другие.
Сейчас можно однозначно сказать, что в этой схватке исторических трактовок пока лидирует Польша, и, если в ближайшее время Украина не найдет чем ответить, дело может закончиться вынесением вопроса о бандеровской идеологии на мировой уровень.
А как же дружба и развитие сотрудничества между двумя государствами, о которых так часто говорили их лидеры? Забыта уже давно! Сейчас в преддверии парламентских выборов польским властям необходимы политические очки. И, по всей видимости, упор решено сделать на националистов.