Обозреватель The Diplomat Дэниел Хёрст полагает, что не все ожидания японского премьер-министра Синдзо Абэ, отправившегося в Россию на встречу с президентом Владимиром Путиным, оправдались. Курильский вопрос, являющийся основой его внешнеполитической стратегии, не просто проблематичен, но в целом нереалистичен. В том плане, что прорыва по Южным Курилам в рамках «токийского сценария» нет, и не будет.
Японское руководство надеялось, что курильский вопрос будет урегулирован «при нынешнем поколении»: Токио вернет острова и якобы заключит с Россией мирный договор. Именно так Абэ представляет себе данную ситуацию, оставляя «за кадром» безусловный суверенитет России над Южными Курилами. Москва, по словам Хёрста, призывает японцев к терпению, но японцам неймется. Вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на работе над совместными российско-японскими экономическими проектами по Южным Курилам, они продолжают мечтать о несбыточном.
Дэниел Хёрст также высказал мнение, что Синдзо Абэ верил в то, что после президентских выборов в России в 2018 году Владимир Путин пересмотрит свои прежние взгляды на Курилы, получит больше возможностей для маневра и Токио улыбнется удача. Не улыбнулась. Японскому руководству придется не просто пересмотреть свои оценки, но и принять неизбежное: Курильские острова – российская территория. Россияне свою землю не отдают, не продают и не предают. Не стоило Абэ строить воздушные «геополитические замки» из напрасных надежд и ожиданий.
Между тем российский лидер настроен на диалог и взаимовыгодное сотрудничество с Токио. Путин предложил Абэ продолжить поиск решения, отвечающего стратегическим интересам как России, так и Японии, причем оно было бы потом принято и народами наших стран.
Стоит ли говорить, что россияне согласны только на сотрудничество, но не на передачу своих островов японцам? Совместные проекты, бизнес, культурные связи, туризм и развитие прочих направлений – да. Утрата суверенитета над островами? Категорическое нет. Примерно об этом говорит и Джеймс Браун, доцент японского филиала Университета Темпл, полагающий, что разрешение «курильского вопроса» в юридической плоскости по планам Токио в ближайшем времени точно не произойдет.
Все это западные точки зрения по проблеме Токио, чье руководство бредит мечтами о возврате т.н. «северных территорий». Даже ученые и журналисты на Западе осознали, что Россия свои территории в обмен на экономические проекты и прибыли не разменивает, а вот Синдзо Абэ никак не может смириться с неизбежным, пытается все переиграть. Ну, что ж, придется японскому премьеру вписать в свою биографию «южнокурильский провал». Путин не предает национальные интересы России, а защищает. C'est La Vie