Набережная реки Даугава, Рига, Латвия
Фото: falconp4 / pixabayВ мире природном все взаимосвязано. Ничто не проистекает из пустоты и в пустоту не обращается. В мире политико-экономическом так же все связано со всем, и все взаимно обусловлено. Однако неверные выборы могут превратить в пустоту то, что еще вчера считалось незыблемым. Именно это произошло, на мой взгляд, с Латвией в силу ее русофобской политики.
Рига всегда манила советских граждан своей европейской основательностью и лоском. Здесь можно было приобрести невиданные в остальных республиках одежду и продукты, бытовую технику и предметы интерьера. Но самое главное: в Латвии было расположено «окно в Европу» - порты, через которые и после распада СССР продолжали идти за рубеж грузы из стран СНГ. Даже после разрыва отношений с новой Россией, латвийская сторона продолжала пользоваться ее ресурсами: РФ была основным потребителем услуг латвийских портов, продукции пищепрома и сельского хозяйства, туристических и образовательных услуг.
Это было весьма кстати: ведь, приняв страну в содружество, ЕС требовал больше, чем давал. К примеру, с вводом антироссийских санкций, которые солидарно поддержали все члены Евросоюза, потери прибалтов в процентах ВВП оказались несопоставимы ни с ущербом от ответных санкций РФ в самых богатых странах объединенной Европы, ни с объемом дотаций, которые направляла в страну Еврокомиссия. Тем не менее, русофобская политика так прочно вошла в привычку у латвийских властей, что не успела страна опомниться, как ее накрыла невиданных масштабов безработица, критически снизился уровень жизни, а население стало ежедневно уменьшаться на 70 человек. Для страны с общей численностью жителей менее 2 миллионов это очень много.
Ухудшение демографии в Латвии вызывает падение интереса мировых финансистов, страну покидают крупнейшие банковские сети. Весной 2018 г. наступает банковский кризис, разрушительный для репутации страны. А попытка запрета преподавания на русском языке чревата для и без того одной из беднейших стран Европы потерей русскоязычных студентов и их денег – свыше 54 миллионов евро.
Но самые большие убытки ждут экономику Латвии с отказом России от транзита грузов через эту страну. Сегодня услуги транзитных грузоперевозок составляют 12-15% ВВП Латвии. Порядка 90% из них составляют именно грузы из РФ. Из-за русофобства властей, которые вводят все новые ограничительные меры, российский бизнес уже сейчас переориентируется на отечественные порты. Это вылилось для латвийских портов и железных дорог в потери 1 млрд. евро в год.
К 2020 г. российские грузовые порты, которые сейчас развиваются семимильными шагами, смогут полностью обеспечивать потребности РФ в морских и речных грузоперевозках. И поскольку расчеты на территории России производятся в рублях, выгода для отечественных экспортеров очевидна. Переориентация грузопотоков на российские порты уже идет, создавая дополнительную прибыль для компаний из РФ, исчисляемую миллионами. Латвия же лишается такого важного источника дохода и вынуждена искать новых клиентов.
Как рижские власти рассчитывают заместить потерю российских денег за грузоперевозки после 2020 года? Сумеет ли страна компенсировать убытки после запрета обучения на русском языке? Впрочем, нам это уже без разницы. За что Латвия боролась, на то и напоролась: Россия уходит, живите, как знаете.