Когда американцы увидели наш боевой вертолет Ми-24, с его большими крыльями оружейной подвески, они подумали, что это гибрид и он может взлетать-садиться только как самолет. Но это не так: Ми-24 – самый настоящий вертолет и умеет взлетать вертикально вверх, правда при этом крылья реально помогают ему передвигаться и разгружают винт при горизонтальном ходе на двадцать пять процентов, а так же облегчают маневры как при развороте, так и при выполнении других фигур боевого пилотажа. Кстати и корпус этой винтокрылой машины «закручен» относительно крутящего вала на пару градусов, так что при отрыве от земли этот летательный аппарат висит абсолютно ровно.
За всю свою уже продолжительную историю Ми-24 в своем классе было сделано больше всего в мире, порядка трех с половиной тысяч единиц, и он числится боевой машиной в армиях шестидесяти стран. Он может комплектоваться пятнадцатью видами оружия на шести точках подвески, а в его кабину помещаются до восьми бойцов при полной боевой амуниции. При этом кабина как пилотов, так и десантников полностью герметична, соответственно, вертолет может использоваться в зонах химического и даже радиационного заражения без вреда живой силе на борту. Спектр боевых задач у этого ударного вертолета очень широк: от уничтожения врага в любом виде, солдаты или техника без разницы, до десантных, разведывательных и спасательных операций. Правда, при полной загрузке кабины десантниками и размещением полного боекомплекта на борту и подвесках эксплуатация этой машина проблематична, так как перегруз по весу превышает все технические нормы, и вертолет в горной местности, допустим, может просто не взлететь. С другой стороны, наличие бронированный кабины, куда можно по-быстрому забросить человек шесть раненых, спасло немало жизней в Афганистане, Чечне и других горячих точках. При этом Ми-24 – вертолет-рекордсмен: еще в конце прошлого века на нем был поставлен рекорд по вертолетной скорости в 368 километров в час, который англичане побили лишь спустя десять лет на специально сконструированном для рекорда вертолете, тогда как советский летчик Гуген Карапетян поставил свой рекорд на обычном серийном образце. Но и английский лучший показатель держался не долго: два года назад отечественная модель скоростного вертолета на базе все того же Ми-24 выдала новый показатель скорости в 405 км/ч, что до сих пор остается непревзойденным достижением в мире для винтокрылых летательных аппаратов. Ми-24 – машина, которой управляют два летчика: командир корабля и летчик-оператор. При этом у этого боевого летательного аппарата спаренное управление и вертолетом можно легко маневрировать из любой кабины. От самолетов этому образцу авиатехники досталось еще и складываемое шасси, что тоже дает ему улучшенную аэродинамику при горизонтальном ходе. А совместимость большинства агрегатов и узлов Ми-24 и его младшего собрата Ми-8 делают эксплуатацию обеих авиамашин гораздо дешевле и проще. Правопреемником этого вертолета еще времен СССР стал Ми-35.