© Константин Чергинский/ТАСС
Специальная антикоррупционная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по фактам злоупотреблений при строительстве фортификационных сооружений на границе с Россией (проект "Стена").
Об этом сообщил глава САП Назар Холодницкий.
"У нас открыто уголовное дело. На прошлой неделе мы его заслушивали. Прокуратура дала указания, которые сейчас исполняются. Но необходимо приехать на место, все осмотреть и описать", - сказал он.
В июле 2016 года депутаты от партии "Самопомощь" направили запросы в Национальное антикоррупционное бюро Украины, антикоррупционную прокуратуру, минобороны и другие силовые ведомства с целью проверить ход строительства проекта "Стена". По их данным, за два года вместо обещанных фортификационных сооружений, бетонных ограждений, рвов и сигнализации, на границе они увидели лишь металлическую сетку с колючей проволокой. Как сказал депутат Борислав Береза, "Стена" Яценюка оказалась на деле "огородной сеткой".
Заявление ГоспогранслужбыМежду тем Госпогранслужба Украины утверждает, что на границе оборудовано 230 км противотанковых рвов, свыше 70 км металлического забора и 116 км рокадных дорог. По данным ведомства, приобретено четыре подвижных боевых модуля "Тритон", развернута система оптико-электронного наблюдения на участке в Харьковской области.
С идеей построить на границе с Россией линию инженерных и фортификационных сооружений, которая известна как "Стена" или "Европейский вал", в сентябре 2014 года выступил занимавший тогда пост премьер-министра Украины Арсений Яценюк. Граница между странами на протяжении почти 2 тыс. км должна быть оборудована противотанковыми рвами, наблюдательными вышками, средствами сигнализации, а также опорными пунктами для пограничников. До 2018 года на эти цели предполагалось направить 4 млрд гривен (примерно $160 млн). Однако Госпогранслужба сообщила на днях, что объект построен лишь на 10,5%.
Общественность и экспертов возмутила стоимость инженерных сооружений. К тому же сама идея проекта получила много критических оценок как от специалистов, которые объясняли, что подобная линия в принципе не сможет сдержать гипотетическое наступление регулярной армии, так и от рядовых жителей, публиковавших в интернете фотографии размытых паводками рвов и перекошенных заборов, которые от окончательного падения спасают только подпорки из досок.
Российско-украинская граница. ДосьеПо данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница), протяженность российско-украинской границы составляет около 2250 км, из них сухопутная - 1925,8 км (суша - 1,500,2 км, речная - 422,2 км, озерная - 3,4 км) и морская - 320 км (проходит по акватории Азовского и Черного морей). После вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России к этому расстоянию можно добавить еще 8 км крымской сухопутной границы, которая проходит по Перекопскому перешейку.
С Украиной граничат территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Республики Крым. К украинским приграничным регионам относятся Донецкая, Луганская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области. С российской стороны пограничный контроль осуществляется в 62 пунктах пропуска (37 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных и 3 морских).
Россию и Украину связывают 25 железнодорожных магистралей, 3 автострады, около 100 дорог с улучшенным покрытием, почти 300 грунтовых дорог и свыше 400 объездных путей.
Между странами действует безвизовый режим. Межправительственное соглашение о безвизовых поездках граждан РФ и Украины было подписано в Москве 16 января 1997 г. (вступило в силу 10 марта 1997 г.). Специальный протокол, подписанный в Киеве 30 октября 2004 г. (вступил в силу с 1 ноября 2004 г.) позволяет гражданам одной страны находиться на территории другой без регистрации 90 дней при наличии миграционной карты с отметкой пограничного контроля.
Государственная граница между Россией и Украиной формально существует с 24 августа 1991 г., когда Украина объявила о независимости от СССР. 23 июня 1992 г. в Дагомысе (Краснодарский край) президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений. Они договорились сохранить принцип открытости государственных границ при поэтапном введении соответствующего международным стандартам таможенного контроля.
С 1 октября 1992 г. границы России с Украиной перестали быть "прозрачными". Согласно указу президента России "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" в приграничных с Украиной российских городах, на автомагистралях, на железнодорожных линиях Ростовской области, а также в аэропортах были открыты пункты таможенного досмотра.
15 февраля 1993 г. на границе были выставлены первые 35 российских подразделений пограничного контроля (22 автодорожных и 13 железнодорожных).
4 августа 1994 г. после подписания в Одессе соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между пограничными войсками Украины и России (3 августа 1994 г.) началось совместное патрулирование на границе. Пограничный контроль стал осуществляться только при въезде в страну (соответственно, в Россию или на Украину).
8 февраля 1995 г. в Киеве было подписано межправительственное соглашения о пунктах пропуска через границу между Россией и Украиной.
В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г. Москва и Киев признали государственные границы и территориальную целостность двух стран и отсутствие взаимных территориальных претензий.
В 1998 г. начались переговоры о делимитации границы (определение госграницы с описанием ее прохождения и нанесением на карту) между Россией и Украиной. В течение четырех лет специальная двусторонняя комиссия описывала границы в пределах Брянской, Курской, Белгородской и частично Воронежской областей.
28 января 2003 г. в Киеве президенты двух стран Владимир Путин и Леонид Кучма подписали договор между РФ и Украиной о государственной границе (ратифицирован парламентами обеих стран в апреле 2004 г.). Базовый документ определил линию прохождения госграницы между двумя государствами.
Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан Путиным и Кучмой в Керчи 24 декабря 2003 г. (ратифицирован в апреле 2004 г.). Этот документ закрепляет за акваторией сложившийся исторически статус внутренних вод двух стран, а также фиксирует свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе для их торговых судов и военных кораблей.
Вопрос о распределении юрисдикции России и Украины в Азовском море остался неотрегулированным. Российская сторона предлагала провести линию госграницы по дну моря, оставив водную поверхность и ресурсы в общем пользовании. Украина настаивала на установлении линии границы и по водной поверхности.
17 мая 2010 г. в Киеве президент РФ Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович подписали соглашение о демаркации сухопутного участка границы, которое вступило в силу 29 июля того же года (в договоре о границе 2003 г. не содержалось положений о демаркации - проведение линии госграницы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками). Была создана совместная демаркационная комиссия. Демаркация границ является одним из условий перехода на безвизовый режим со странами ЕС - переговоры об отмене визового режима ведут и Россия, и Украина.
29-30 ноября 2011 г. Россия и Украина подписали план по демаркации границы. 7 ноября 2012 г. был открыт первый пограничный знак на брянско-черниговском участке в районе стыка границы Украины, России и Белоруссии.
12 июля 2012 г. президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. После длительного переговорного процесса стороны собирались подписать двусторонний договор, который бы урегулировал соответствующие вопросы.
22 октября 2012 г. Россия и Украина подписали межправительственное соглашение о реадмиссии, предусматривающее возвращение лиц, которые нелегально пересекли межгосударственную границу. Соглашение вступило в силу 9 июля 2013 г.
Процесс демаркации госграницы продолжался и в течение 2013 г., однако в связи с событиями на Украине был приостановлен.
16 июня 2014 г. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию границы. По словам секретаря СНБО Андрея Парубия, это делается "в соответствии с сегодняшними угрозами национальной безопасности". На следующий день Верховная Рада при повторном голосовании рекомендовала правительству страны в месячный срок "принять решение о приостановке работы пунктов пропуска через государственную границу вдоль сухопутного участка с Россией". Парламент также рекомендовал правительству "немедленно утвердить документы, необходимые для проведения в одностороннем порядке демаркации сухопутного участка границы с РФ, которая будет обустроена по примеру внешних границ Европейского Союза". Парламентарии также решили выделить необходимые средства для обустройства сухопутной госграницы с Россией и увеличения штата Государственной пограничной службы.
По словам главы комитета Госдумы РФ по международным делам Алексея Пушкова, Россия не признает одностороннюю демаркацию границы со стороны Киева.