» » Афганистан сегодня: ШОС

Афганистан сегодня: ШОС

Автор: admin 499  
Афганистан сегодня: ШОС

Если рассматривать Азиатский регион в целом, то с 1991 года здесь сошлись две главные силы: с одной стороны - Российская Федерация (РФ) и Китай (КНР), с другой - США и НАТО, которые последнее время реализуют свои внешнеполитические интересы и закрепляются в нём на долгосрочной основе, используя при этом в качестве опорной точки Исламскую Республику Афганистан. Исходя из этого, республика сегодня вовлечена в различные интеграционные процессы, исходящие как от РФ, так и от США. Результаты этих процессов и определят геополитическую роль и положение Исламской Республики в регионе.

С начала операции НАТО «Несокрушимая свобода» внутренние проблемы Афганистана только обострились. За 15 лет усилий США по борьбе с терроризмом и наркотрафиком власти республики фактически контролируют лишь 18 – 20% территории. Страну захлестнула волна террора: к афганским талибам добавились братья из Пакистана, Исламского Движения Узбекистана, а на севере страны в провинциях Кундуз и Бадхашан развеваются черные знамена ИГИЛ.

В связи с этим, наибольший интерес представляет активизация вступления Афганистана в «Шанхайскую организацию сотрудничества». Сегодня власти республики как никогда заинтересованы в тесном сотрудничестве с РФ, КНР, Ираном и другими Азиатскими государствами -членами ШОС, особенно в рамках безопасности: урегулирования территориальных споров с Пакистаном, борьбы с терроризмом и транзитом наркотиков. Также членство ШОС - это доступ к инфраструктурным инвестициям в области экономики, в первую очередь это совместные проекты в областях транспорта, энергетики, и сельского хозяйства.

Все эти проблемы весьма серьезны, но не они сегодня являются сутью глубинных процессов, происходящих в Афганской республике, с точки зрения геополитики. Ускорение интеграции Исламской Республики в пространство ШОС, означает только одно - эта страна является точкой воздействия на ключевые страны данного союза – РФ, КНР и Иран.

Как показывает практика, борьба с террором и тесно связанным с ним наркотрафиком, пристанищем которых стала Исламская Республика Афганистан, является лишь прикрытием для геополитики США. Чтобы понять ее суть, соответственно истинные цели «Несокрушимой свободы» и различных торгово-экономических соглашений, типичным примером которых является TIFA (Рамочное соглашение по развитию отношений в области торговли и инвестиций, следствием которого является создание структурного, постоянно действующего экономического института для обсуждения способов ослабления и устранения существующих барьеров для торговли и инвестиций в Центральной Азии) проанализируем доктрину «Большой Ближний Восток», являющуюся основой присутствия США в Азии, а именно раздел «Большая Центральная Азия».

Главным пунктом создания Большой Центральной Азии (Greater Central Asia) является «оказание содействия трансформации Афганистана и всего региона, ядром которого он является, в зону обеспеченных с точки зрения безопасности суверенных государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики, секулярных и относительно открытых систем правления, уважающих гражданские права и поддерживающих позитивные отношения с США». Этот тезис опубликован в работе «Партнёрство «Большой Центральной Азии» (ПБЦА) в марте 2005, спустя ровно 10 месяцев после подписания соглашения TIFA.

Так же в этой работе поднята проблематика переорганизации государственных ведомств США в контексте планируемых региональных задач и перспектив развития: «Географическое перераспределение внутри некоторых институтов США препятствует возникновению зоны «Большой Центральной Азии», ядром которой является Афганистан. В частности, в Министерстве обороны и в Государственном департаменте пять бывших советских республик Центральной Азии сгруппированы вместе с Россией под названием Евразия, в то время как Афганистан находился в отделе Южная Азия. Т.е. это делает практически невозможным для правительственных институтов США осознание многочисленных общих интересов государств БЦА, и, более того, оно не позволяло делать анализ наиболее выгодных отношений между странами БЦА и их региональными соседями».

Эта проблема была успешно решена Вашингтоном в ноябре 2012 года, после создания «Специальной консультативной группы по Афганистану и Центральной Азии», а в сентябре 2016 года данный орган отдан в прямое подчинение отделу Центрального Разведывательного Управления США, занимающегося Ближним Востоком. Известно, что данное структурное подразделение занималось выработкой методов анализа информации, непосредственным анализом данных, полученных от резидентуры, а также планировало операции с применением сил Специальных Операций и Частных Военных компаний на территории Ливии с конца 2013 года. Также данный отдел с 2015 года работает по Сирии.
Главной задачей создания Партнёрства «Большой Центральной Азии» является объединение под эгидой США государств Центрально-азиатского и Южно-азиатского регионов, исключая РФ, КНР и Иран. По мнению различных независимых аналитических агентств, создание ПБЦА, позволит Соединённым Штатам не только окончательно закрепиться в Центральной Азии, но и превратить регион в свой протекторат, а Афганистан - в плацдарм, логистический центр, в стратегически важную систему складов, аэродромов и военных баз.

Для обеспечения военного присутствия в рамках «системы сдержек и противовесов» необходима поддержка разрозненных очагов напряженности, которые будут вспыхивать время от времени. Вспомним недавнее наступление боевиков на севере Афганистана в провинциях Кундуз и Бадхашан. Здесь реализован очень интересный механизм.
В рамках программы обеспечения подразделений ISAF, (Международные силы содействия безопасности) специалистами по применению средств радиотехнической разведки и наблюдения, сферы закрепленной за Частными Военными Компаниями, на территорию Афганистана самолетами военно-транспортной авиации США и компаниями, работающими в сфере авиагрузоперевозок военного назначения, периодически доставляются военспециалисты.
Часто борт, выполняющий одну из таких задач, совершает посадку в одном из ближневосточных государств, в него грузится 60 «специалистов», а потом он направляется на один из аэродромов НАТО в Афганистане. Там его ждет отдельная стоянка с выключенными огнями и конвой из нескольких машин, направляющихся на север. Только потом оказывается, что это не военные специалисты, а отряды боевиков, которыми руководят отставные полковники вооруженных сил Пакистана. Кстати говоря, находящиеся в розыске у себя на родине.

В результате антитеррористической операции в Афганистане размещена сеть баз оперативно-тактического назначения (Кабул, Кандагар, Герат, Шинданд, Баграм), созданы базы и в Средней Азии. Географическое положение Исламской Республики Афганистан, дает возможность из одной «точки» оказывать воздействие на «потенциальные зоны конфликтов»: бывшие советские республики Центральной Азии, являющиеся непосредственной зоной интересов РФ, китайский Синьцзян и др.

Также следует сказать, что действия США по закреплению в таком геополитически и геоэкономически важном макрорегионе как Центральная Евразия как нельзя кстати вписываются в концепцию так называемой глобализации и глобального доминирования.

Энергетическая безопасность является сегодня самым главным объектом интересов США и Североатлантического Альянса. Служба стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества акцентирует внимание на специфичную деятельность НАТО в государствах СНГ с точки зрения транзитных зон.
Это - так называемый Балтийско-Черноморско-Каспийский регион. США заинтересованы в перенаправлении основных нефтегазовых потоков из Средней Азии в обход России, сдерживании «Шелкового пути» и других проектов конкурентов. Для этого американцам необходимо сохранить безусловный контроль над нефтепроводом Баку — Тбилиси — Джейхан путем обеспечения военного присутствия как Черном, так и в Каспийском морях.

Как нельзя кстати, в рамках этих планов появился «Украинский кризис» и теперь ВМС США частенько появляются в акватории Черного Моря. Чуть ранее США создали в Азербайджане военно-морскую группу быстрого реагирования «Caspian Guard».

Исходя из мнения ряда экспертов, ключ к Центральной Азии для США – это установлении полного контроля над Пакистаном и Афганистаном, следствием чего станет возможность более удобного выхода к торговым, энергетическим коридорам, связывающим Центральную Азию с Аравийским морем и Индийским океаном для компании подконтрольных США.

Сюда же относится участие США в борьбе Китая, Индии и ряда других стран, связанной с постройкой газопроводов «IРI» и «ТАР» по маршрутам «Иран-Пакистан-Индия» и «Туркменистан – Афганистан – Пакистан», а также конкурентную борьбу за пакистанский порт «Гвадар», иранский «Чабаха». К примеру, взять последний: после снятия санкций с Ирана, правительство США, предложило инвестиционный пакет общей суммой около 4 млрд. долларов.
Оба этих порта считаются воротами в Индийский океан и открытыми международными водами для стран Центральной Азии, восточных районов России и западных районов Китая. Сегодня США получают доступ к странам Центральной Азии. Поскольку в Афганистане находятся силы НАТО и они поддерживают тесные отношения в Пакистаном, порт «Гвадар», рассматривается как основная транзитная зона.
Подводя итоги, следует отметить, что истинными целями нахождения Коалиции стран Североатлантического Альянса (НАТО) в Афганистане являются:
• Осуществление контроля и сдерживание РФ, КНР и Иран;

• Сдерживание торгово-экономических союзов и объединений, членами которых являются эти государства;

• Обеспечить контроль над энергетическими ресурсами и выгодными для их транспортировки коммуникациями в Кавказско-Каспийском и Центрально-Азиатском регионах.

Возвращаясь, в связи с этим, к причинам активизации вступления Афганистана в «Шанхайскую организацию сотрудничества», следует отметить, что афганское правительство понимает издержки этих процессов, и власти государств-членов ШОС, в первую очередь РФ, КНР и Ирана, понимая эти угрозы, вынуждены работать на упреждение, таким образом парируя их.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров