Фото: Everett Historical / shutterstock.com
Хотя программа создания нового американского стратегического бомбардировщика под кодовым названием LRS-B или B-21 якобы засекречена, разговорчивые инженеры ОПК США и высокопоставленные чины в структуре вооруженных сил давно слили всю информацию журналистам.
Впрочем, разговорчивость военных вполне объяснима – рекламу никто не отменял. Отсюда и восхищенные возгласы западной прессы о невероятных тактико-технических характеристиках будущего бомбардировщика. Правда, объективное мнение военных экспертов, опираясь на обозначенные сроки реализации программы и на всплывшую информацию о новинке, говорит о том, что «инновационный» самолет будет всего лишь доработкой сомнительного рекордсмена по стоимости производства в истории мировой авиации – бомбардировщика B-2.
Подтверждает это и та часть военных США, что реально смотрят на вещи, а не работают «рекламным лицом» Lockheed Martin, The Boeing Company или Northrop Grumman. Логично, что исправлять ошибки B-2 поручили именно NG, однако заказчик вновь не определился до конца. Дело в том, что на сегодня собраны две модели B-21. Одна - Northrop Grumman, вторая кооперативом Lockheed Martin и Boeing, посему, кто займется серией, и будет ли серия, неясно. Подобное соперничество было и между F-35 с X-32, а во что вылилась победа Lockheed Martin, известно.
Но вернемся к военным, скептически относящимся к программе. Таковым является глава глобального командования армии США, генерал генералов Робин Рэнд. Выступая на ежегодной конференции ассоциации американских ВВС, военный прокомментировал создание бомбардировщика, мягко говоря, без особого восторга.
«Я доволен, как мы начали, однако прогресс программы B-21 оцениваю с осторожным оптимизмом», - сказал Рэнд. В великом и могучем есть подходящая для этого пословица - начали за здравье, а закончили...B-2. В общем-то, проблемы B-2 и заставили Рэнда осторожно оценивать перспективы нового проекта, о чем он неоднократно напоминал в ходе обращения.
В-2 – это урок, который должен быть использован при создании B-21. Примерно такова суть слов о 2-миллиардном бомбардировщике в обращении военного к журналистам, что красноречиво подтверждает провал программы B-2, а также констатирует, что новое детище американской оборонки – всего лишь продукт доработки, работа над ошибками, а никакой не «инновационный» самолет.
«Энтузиазм должен быть смягчен, у нас много работы и мы уже не можем снять ногу с педали», - подытожил Рэнд.
Забавно, но в отличие от высших военных чинов ВС США, безусловно, понимающих, что говорят, политиков программа B-2, похоже, не научила ничему. Судя по «ожидаемому» числу машин B-21 в количестве 80-100 штук к 2030-ми году, «осторожным оптимизмом» здесь и не пахнет. Вашингтон с 20-триллионным госдолгом, видимо, забыл, как B-2 стоимостью свыше 2 миллиардов за единичку пробил брешь в бюджете США.
Скорее всего, программа B-21 повторит судьбу F-22 или F-35, а пока американцы будут вбухивать очередные миллиарды на бесконечные испытания и доработки, Россия примет на вооружение действительно инновационный продукт, реально соответствующий параметрам нового поколения.