Фото: 495756 / pixabayВ понедельник в Женеве возобновился восьмой раунд межсирийских переговоров с участием представителей объединенной оппозиции и делегации правительства Сирии, которая вернулась к диалогу после недельного отсутствия.
Сразу стоит сказать, что предыдущая встреча сторон, состоявшаяся несколько дней назад, не увенчалась успехом из-за принципиального расхождения позиций участников. Тогда, напомним, оппоненты официального Дамаска потребовали отставки президента Башара Асада, что, в свою очередь, вызвало негативную реакцию представителей сирийских властей, назвавших подобный призыв неприемлемым предварительным условием.
Нынешние же обсуждения, как ожидается, будут вестись вокруг 12 пунктов, представленных ранее специальным посланником ООН по Сирии Стефаном де Мистурой. Обновленный «неофициальный документ» отражает точки соприкосновения позиций сирийских сторон и по сравнению с версией от 24 марта 2016 года из него были исключены положения о новой конституции Сирии и политическом переходе. Предполагается, что делегации Дамаска и оппозиции Сирии представят к новому документу свои поправки именно в ходе «Женевы-8», завершение которой запланировано на 15 декабря.
В то же время, несмотря на достаточно широкое представительство в Швейцарии как одной, так и другой стороны, складывается стойкое впечатление, что добиться существенного прогресса на этой площадке участникам диалогам не удастся, так как за данными переговорами не стоит существенное политическое влияние.
Дело в том, что после окончательного разгрома «Исламского государства» на территории Сирии правительственными войсками этой страны при поддержке российских ВКС, позиции сирийского руководства, что вполне естественно, значительно упрочились, что позволило окончательно консолидировать гражданское население арабской республики и запустить процесс мирного урегулирования. Собственно, символом послевоенного устройства уже стал Конгресс национального диалога Сирии, формат которого был предложен в ноябре этого года президентом России Владимиром Путиным, и об участие в котором уже объявили, как Дамаск, так и ключевые представители внутренней сирийской оппозиции. Что же касается противников режима, собравшихся в Женеве, то они, безусловно, имеют представление о сложившемся раскладе сил и о своих, мягко говоря, непрочных позициях. Надо полагать, проявляемое упрямство и нарочитая недоговороспособность «борцов с режимом» стали следствием тесных связей последних с иностранными кураторами, в первую очередь с США. При этом Вашингтон, в свою очередь, чьи попытки добиться смены власти в Сирии военным путем, не увенчались успехом, а, напротив, укрепили влияние Дамаска и его союзников, рассчитывает наверстать упущенное на дипломатическом поприще, путем затягивания и саботирования политического диалога.
Тем не менее, вряд ли стоит сомневаться, что успешный опыт сирийского руководства по противостоянию внешнему вмешательству, будет должным образом использован и после окончания боевых действий. А это значит, многострадальная республика наконец-то сможет оправиться от ужасов войны и вернуться к мирной жизни.