© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Европу ожидает серьезный газовый кризис в недалеком будущем. В ближайшие десять лет она столкнется с дефицитом голубого топлива и резким ростом цен на него, заявил в интервью Reuters заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев.
СПГ не спасет
Топ-менеджер российской монополии напомнил, что спрос на газ в Европе увеличивается, а его добыча в Нидерландах и Великобритании снижается. В то же время рост производства в Норвегии должен замедлиться после 2025 года.
По словам представителя Газпрома, компания способна поставлять западным соседям столько газа, сколько потребуется. Даже активное освоение китайского рынка не мешает монополисту наращивать долю российского газа и на западном направлении.
По предварительным данным корпорации, в 2017 году она увеличила экспорт газа в Европу до рекордного уровня в 194 млрд кубометров, заняв 35% европейского газового рынка. В будущем доля «Газпрома» может достигнуть 40%, спрогнозировал Медведев. Но сама Европа уже сейчас должна решить, из каких источников будет черпать необходимые дополнительные объемы столь важного энергоресурса.
«Европа полностью просчиталась, когда решила, что ей не понадобится много дополнительного газа, а если он все-таки понадобится, то его можно будет получить из источников вне России. К сожалению, энергетического диалога между Россией и ЕС нет», — посетовал Медведев. При этом он отметил, что даже тех объемов, которые смогут обеспечить два потенциальных новых трубопровода — «Северный поток-2» и «Турецкий поток» — не хватит для покрытия грядущего дефицита. И сжиженный природный газ не сможет компенсировать этот разрыв, поскольку его производители ориентированы на другие рынки. Поставки газа из США останутся «скромными, дорогими и в основном пойдут в Азию», да и Катар, вероятно, большую часть своих объемов отправит туда же.
© Коллаж/Ридус
И снова о ценах
В послании Газпрома главной угрозой, скорее, все-таки выступает не дефицит, а цена. И в данном случае Медведев прав, риски действительно есть. За СПГ Европе придется гораздо больше платить. Так, если сейчас средняя цена газпромовского газа для Запада составляет 220–230 долларов за тысячу кубометров, то его сжиженная альтернатива обойдется в 300–350 долларов за тысячу кубометров. «Газпром хочет продемонстрировать Европе, что без строительства „Северного потока — 2“ и второй нитки „Турецкого потока“, из Турции в Европу, другие поставщики не смогут обеспечить те объемы газа, которые может обеспечить Россия по тем же самым низким ценам», — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
При этом строительство данных трубопроводов — это действительно тот минимум, который поможет сохранить даже нынешний уровень поставок российского газа в Европу. Украинская газотранспортная система неумолимо дряхлеет, и с каждым годом будет качать все меньше и меньше голубого топлива.
«По нашим подсчетам, даже если построить „Северный поток — 2“, дозагрузить „Северный поток — 1“ и построить обе нитки „Турецкого потока“, все равно Газпрому около 5 миллиардов кубометров при нынешних объемах поставки придется гнать через Украину. Настолько высоки были масштабы поставок в 2017 году. Если учесть, что сейчас газ немного подорожал вслед за нефтью, и европейцы в следующем году могут купить его уже меньше, то примерно тютелька в тютельку Газпром укладывается», — заключает эксперт.