Противопожарный самолет Ил-76 мог разбиться в Иркутской области из-за того, что экипажу пришлось выполнять приказ при отсутствии «условий для работы на пожаре» и «плохой видимости».
Об этом свидетельствует опубликованная в Сети аудиозапись переговоров авиадиспетчера из Иркутска с самолетом Ил-76 с бортовым номером RA-76840.
Согласно опубликованной записи последних переговоров Ил-76 с землей, командир воздушного судна Леонид Филин доложил диспетчеру, что сбросит воду с высоты 50 метров. После этого борт больше на связь не выходил.
В начале записи звучит доклад с другого борта: «Условий для работы на пожаре нет, видимость плохая». Затем на связь выходит командир Ил-76:
RA-76840: Эшелон 100, следуем в район работ, азимут полсотни пять градусов, удаление 345. Расчетное время прибытия в район 03 02.
Иркутск-контроль: 76840, занимайте эшелон 100, там начинайте работу в 03 02. Там у вас будет снижение до какой высоты?
RA-76840: Там работаем от 500 до 50 метров. Давление в данном районе подскажите.
Иркутск-контроль: 1007 гектопаскалей.
Позже диспетчеру не удалось связаться с Ил-76, и он стал запрашивать информацию о других бортах в этом районе.
Вертолет МЧС Ми-8, который оказался поблизости, на просьбу авиадиспетчера «посмотреть землю» отвечает: «Там сплошной дым».
Связаться с пропавшим самолетом не удается также и ни одному из командиров других бортов.
«Будучи профессионалами (экипаж Леонида Филина совершил 33 боевых вылета, сбросил на очаги пожаров более тысячи тонн воды), они хотели выполнить свою работу хорошо, для этого снизились, и вдруг ситуация вышла из-под контроля, тем самым снизившись исключили время реакции на какой-либо нештат, что в итоге и привело к катастрофе. По сухим фактам пока ошибка пилотирования», — считают коллеги пилотов, обсуждающие запись на форуме.
«В эпицентре пожара давление барометрическое будет ниже расчетного, от этого они могли кратковременно потерять правильную привязку по высоте, — отмечают специалисты. — При снижении не только баровысотомер приврать может, а также с движками или помпаж или падение тяги».
Они отмечают, что на фото с места катастрофы «рули высоты на кабрирование стоят» и «просека небольшая по макушкам деревьев». Эти факторы позволили экспертам предположить, что пилоты, «возможно, и тянули штурвал на себя, но движки не выдали требуемой тяги», и самолет «упал на склон с небольшой поступательной скоростью».
Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал основные версии крушения Ил-76 МЧС России в Иркутской области. Как сообщил представитель МАК Николай Якименко, основные версии связаны с человеческим фактором, работоспособностью техники и влиянием окружающей среды. Самолет Ил-76, принадлежащий МЧС РФ, разбился в Иркутской области 1 июля, погибли десять человек.