417 лет назад, 25 апреля 1599 года, родился вождь Английской буржуазной революции. Смотрите галерею картин об Оливере Кромвеле Во второй половине XVI века Европу охватила всеобщая классовая война, пробужденная Нидерландской буржуазной революцией. Из-за своей протяженности она...
417 лет назад, 25 апреля 1599 года, родился вождь Английской буржуазной революции
Саркис Цатурян, 25 Апреля 2016, 22:26 — REGNUM Смотрите галерею картин об Оливере КромвелеВо второй половине XVI века Европу охватила всеобщая классовая война, пробужденная Нидерландской буржуазной революцией. Из-за своей протяженности она войдет в историю как Восьмидесятилетняя война (1568—1648 гг.) и завершится Мюнстерским договором, признавшим независимость голландских провинций. Это было опасное время, поскольку социальным конфликтам сопутствовал повсеместный рост национального самосознания. Испанские Габсбурги продолжали ослабевать: за несколько десятилетий до восстания голландских буржуа немецкая Реформация и Крестьянская война разорили банкирские дома Фуггеров и Вельзеров, которые сколачивали состояния на торговле серебром в Германии, поддерживая тем самым завоевательные планы мадридского двора. Дополнительным стимулом явилась нарастающая инфляция — Испания с размахом тратила серебро, привезенное колонизаторами из Нового Света, не задумываясь о последствиях. Пышные наряды, дорогие балы и никакого производства. Все закупалось в Нидерландах, где концентрировались мануфактуры и фабрики. Предприимчивые голландцы этим воспользовались, налаживая сотрудничество с итальянскими городами-государствами, деньги которых сыграли не самую последнюю роль в восстании. Так рождался новый мировой порядок и его главный институт — национальное государство. Справедливости ради напомним, что начало этому процессу заложила Столетняя война (1337—1453 гг.), по итогам которой англичане и французы предали забвению династические распри, взяв курс на строительство национальных государств. Поэтому буржуазная революция в Голландии — натиск национализма, его протест в отношении Габсбургов и Католической Церкви. Такова эпоха, в которой 25 апреля 1599 года на свет появился английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель. Будущий герой Английской буржуазной революции и лорд-протектор содружества Англии, Шотландии и Ирландии родился в дворянской семье, которая проживала в северо-западном г. Хантингтоне. Судьба выделяла Оливера с самого начала — он оказался единственным выжившим ребенком. Будучи пуританами, Кромвели верой и правдой служили короне, пытаясь ослабить католические притязания с континента. Дядя Оливера — сэр Томас Кромвель (1485—1540 гг.) вошел в историю как основатель Англиканской Церкви, ближайший советник короля Генриха VIII Тюдора и идеолог английской Реформации.
Первая половина жизни Оливера Кромвеля практически неизвестна. Однако британская ВВС отмечает, что политические взгляды Оливера сформировались в приходской школе, где он попал под влияние теолога Томаса Бирда (Beard), автора нашумевшего сочинения «Театр божественных воздаяний», в котором Папа Римский представлен в облике Антихриста. В 1616—1617 гг. он обучается в одном из колледжей Кембриджа — Сидней-Сассексе, который вскоре покидает. Смерть отца вынуждает Оливера вернуться домой, чтобы помогать матери с хлопотным помещичьим хозяйством. Тем временем континентальная Европа погружается в Тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг.). Что касается нашего героя, то он пока предпочитает мирную жизнь рядового джентри. Известно, что в августе 1620 г. он женится на Элизабет (фамилия неизвестна) — старшей дочери богатого лондонского торговца мехами, которая родит ему семерых детей (выжили две дочери и четыре сына). Кромвель с головой окунается в политику только в 1628 г., заняв кресло депутата от Хантингтона. Но в Короткий (с 13 апреля по 5 мая 1640 г.) и Долгий парламент (1640—1649 гг.) Кромвель выдвигается уже от Кембриджа: дело продвигается благодаря богатому наследству, которое ему досталось от брата матери — Томаса Стюарта.
Гражданская война (1642 — 1651 гг.) между парламентариями и роялистами создает невиданный ранее социальный лифт, расчищая путь к власти для нетитулованного мелкопоместного дворянства. Кромвель становится предводителем кавалерии, которая в итоге одержит победу над войсками короля Карла I. Речь идет о новой армии, в которой солдатам платят жалование, их набирают исходя из навыков, а не по социальной принадлежности. Конница Кромвеля не оставляет противнику шансов — 14 июня 1645 г. Карл I терпит поражение у Нейзби.
«Сэр, после трех часов упорного боя, шедшего с переменным успехом, мы рассеяли противника, убили и взяли в плен около пяти тысяч, из них много офицеров. Также было захвачено двести повозок, то есть весь обоз, и вся артиллерия. Мы преследовали врага за Харборо почти до самого Лестера, куда бежал король…», — написал полководец в донесении к спикеру нижней палаты. 30 января 1649 г. наступает кульминация, Англия обезглавила своего монарха (1650 г. Кромвель побеждает при Денбаре, а в 1651 — при Вустере).
Кромвель становится лорд-генералом, получая контроль над всеми вооруженными силами. А уже 9 октября 1651 г. он идет на геополитическую революцию, утвердив Навигационный акт против Голландии. Вот как оценивают документ исследователи Э. Бааш, Н.М. Сегаль и О.К. Рыковская в работе «История экономического развития Голландии в XVI—XVIII веках»: «Навигационный акт 1651 г. безусловно ускорил начало войны. Нидерланды отдавали себе ясный отчет в значении этого акта. Исход неудачной для них войны заставил их признать самый факт, а также требования англичан приветствовать английский флаг в английских водах. Голландцы были также вынуждены подчиниться требованию о перевозке в Англию лишь товаров отечественного производства. Это требование затрагивало исключительно интересы голландцев, так как все другие народы совершенно не вели или же вели очень небольшую посредническую торговлю между Англией и другими европейскими странами». Так была заложена основа для первой англо-голландской войны (1652 — 1654 гг.). Вождь революции продолжает наступление в Ирландии и Шотландии, которые представляли собой последние бастионы роялизма. Подавление ирландского восстания вылилось в массовую резню. По данным британского историка Артура Мортона («История Англии»), в 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами. Лондон расширял таким образом колониальную империю, а Кромвель шел к единоличной военной диктатуре, став в 1653 г. лордом-протектором. «На Бога надейся, но порох держи сухим», — говорил он неустанно своим соратникам. Разумеется, эта фраза далека от новозаветной просьбы Карла I («Воздайте кесарю кесарево»).
Посмотрите в глаза Оливеру Кромвелю — герою Английской буржуазной революцииТем не менее Кромвель — единственный диктатор в английской истории, которого почитают до сих пор. Почему? Ответ лежит на поверхности: он усмирил Голландию, наладил торговлю со Швецией и захватил Ямайку. Кромвель подписывал указ, по которому был казнен монарх, но он никогда не посягал на священное право — частную собственность. Поэтому он обладал монаршей властью, хоть и не носил королевские титулы.
3 сентября 1658 г. Кромвель умер при странных обстоятельствах, передав власть старшему сыну Ричарду. Принц Карл Стюарт, въехавший в Лондон 29 мая 1660 г. уже в качестве короля Карла II, не забудет о своем страхе перед лордом-протектором. В годовщину казни отца, 30 января 1661 г., тело Кромвеля выкопают из могилы, повесят и отрубят голову, выставив ее на обозрение в Вестминстерском дворце. Англия будет помнить Кромвеля до скончания века, а олигархия Амстердама будет раздумывать над своим выбором вплоть до «Славной революции» 1688 г., пока презренного Якова II Стюарта не сменит новый король — Вильгельм III Оранский, штатгальтер Голландии.Лучше остальных итог этой кровавой драмы подвел Карл Маркс, которого цитирует историк Борис Поршнев («Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в.»): «Революции 1648 и 1789 гг. не были английскою и французскою революциями; это были революции европейского масштаба… они провозглашали политический строй нового европейского общества… Революция 1648 г. представляла победу семнадцатого века над шестнадцатым, революция 1789 г. — победу восемнадцатого века над семнадцатым. Эти революции выражали еще больше потребности тогдашнего мира, чем потребности тех частей мира, где они происходили, т. е. в Англии и Франции». Не будем вступать в полемику с основателем коммунистической идеологии. Отметим лишь то, что Английская буржуазная революция хронологически совпала с французской Фрондой (1648—1653 гг.). Случайно ли?
Саркис Цатурян