Резонансное ДТП, произошедшее вчера во Владивостоке, когда начинающая авто-леди (по предварительным данным, перепутав педали газа и тормоза) сбила на пешеходном переходе 11 человек, в очередной раз возвращает к наболевшему вопросу: как происходит сегодня обучение управлению автомобилем и учат ли вообще чему-нибудь начинающих автомобилистов.
Двоечники рулят
О том, что с обучением водителей в последнее время происходит что-то неладное, говорят все, начиная с общественников и сотрудников ГИБДД и заканчивая самими счастливцами, которым удалось-таки получить заветные водительские корочки.
«Ридус» попытался разобраться в проблемах в российском автообразовании и найти ответ на вопрос: что же мешает существующим сегодня автошколам выпускать полностью подготовленных и квалифицированных водителей.
Найденные ответы оказались неутешительными: из-за резкого роста автомобилизации страны, отлаженная система автошкол, сложившаяся еще во времена, когда автомобиль являлся роскошью, оказалась неспособной справиться с наплывом желающих обрести необходимые знания и документы. В результате, на смену ей пришло огромное количество самых различных обучающих структур, нацеленных на непосредственную «помощь» в получении водительских прав, а не столь необходимых водителю знаний и навыков. Типичные последствия этой политики можно было наблюдать вчера во Владивостоке.
Впрочем, весь ужас ситуации не ограничивается только этим. И без того «кривенький и косенький» рынок автообразования сегодня стремительно сжимается. Возникает ощущение, что если дело пойдет так и дальше, то приобрести полноценные знания и навыки управления автомобилем, способные гарантировать безопасность водителю и окружающим, будет едва ли не сложнее, чем диплом МБА. И причин тому немало.
© ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе
Осложняют процесс обучения и платные парковки. По словам Константина Крона, встать для объяснения ученику его ошибки, не нарушая правил, можно только на платной парковке, что ведет к повышению стоимости занятий, и как следствие, к оттоку еще некоторого числа учеников.
«Дополнительной финансовой нагрузкой на автошколы и их клиентов ложится и чехарда с дорожными знаками, — говорит замдиректора автошколы. — Часто, к сожалению, сами инспекторы ГИБДД, патрулирующие улицы и прекрасно знающие об очередной ловушке на парковке или не правильно установленном знаке вместо того, чтобы войти в контакт с ЦОДД и потребовать исправить ошибку, оставляют все как есть, устраивая на этом месте себе кормушку».
Купить права дешевле, чем учиться
О невозможности полноценного обучения вождению в условиях практически тотального запрета остановок в спальных районах, говорит Сергей Лобарев. По его словам, сегодня в Москве работают не менее 2-х тысяч мастеров вождения. Примерно столько же учебных машин насчитывает автопарк столичных автошкол в целом. Половина из них одновременно рассредоточена по городу, где инструкторы проводят с учениками занятия на дорогах и закрытых площадках. И если на закрытой территории автошколы еще можно остановиться и объяснить ученику его ошибки, а если он перенервничал, то и дать ему время отдохнуть пару минут, не составляет труда, то сделать это на улицах крайне сложно.
Отдельной проблемой становится и система видео-фиксации нарушений, которой невозможно объяснить, что за рулем автомобиля находится ученик. Штрафы исправно приходят на имя владельцев учебных машин, то есть автошкол. И это еще один фактор, влияющий на повышение стоимости обучения.
«Поднимать цены нам уже некуда — обучение стоит около 30–40 тысяч в Москве, а стоимость нелегальной покупки прав составляет от 25 тысяч рублей», — заключает Сергей Лобарев. Круг замкнулся…