1 © Коллаж/Ridus
С тех пор, как в марте 2016 года российские военные заявили об успешном испытании гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон» в отечественных и отчасти в иностранных СМИ очень часто начали говорить о том, что появление гиперзвукового оружия едва ли не переворачивает все существующую систему баланса сил в мире. Новый всплеск интереса к этой теме последовал после того, как уже в апреле этого года «Циркон» достиг скорости в 8 махов, а в российском военном ведомстве заявили о планах принять эту ракету на вооружение уже в 2018 году. В тоже время в США, где успешные испытания гиперзвуковукового экспериментального летательного аппарата X-43 прошли намного раньше, пока никакой информации о принятии подобных систем на вооружение нет. В чем же дело и правда ли, что Россия лидирует в разработке гиперзвуковых крылатых ракет?
Что такое гиперзвуковая скорость?
К гиперзвуковым скоростям относят скорость выше 4–5 чисел Маха (приблизительно в пять раз выше скорости звука в воздухе). При таком движении вокруг объекта происходит ионизация и распад молекул воздуха, в результате чего он летит в слое плазмы. Оно влияет на прохождение радиоволн и затрудняет связь с аппаратом. К примеру, внесение корректировок в работу автономной навигационной системы с помощью спутниковой навигации гиперзвуковой ракеты будет затруднено (при этом за счет высокой скорости сокращается время полета, а значит и накопленная автономной системой навигации ошибка будет меньше). Также к проблемам создания гиперзвукового летательного аппарата относятся - высокая температура на поверхности аппарата, что ставит задачу создания новых материалов, сопротивление воздуха на низкой высоте, что вынуждает разрабатывать замысловатые траектории, а также большое количество нюансов в работе двигателя, что требует целого ряда разработок — вплоть до создания новых видов топлива.
«Моторный» и «безмоторный» гиперзвук — в чем разница?
Гиперзвуковая скорость полета может быть достигнута двумя путями. Первый — так называемый безмоторный гиперзвук — он достигается за счет земного притяжения. Хороший пример — пуск межконтинентальной баллистической ракеты — она выходит за пределы атмосферы, набирает высокую скорость и преодолевает огромное расстояние в безвоздушном пространстве, где нет сопротивления воздуха, после чего от нее отделяется боеголовка или боевые блоки, скорость которых увеличивается до очень высоких значений при входе в атмосферу за счет притяжения Земли. В России и США ведутся работы по созданию управляемых гиперзвуковых ударных блоков для стратегических ядерных ракет. Реализация этих проектов существенно усложняет перехват блоков при помощи систем противоракетной обороны.
заявлению руководителя научных разработок ВВС США Грега Закариуса гиперзвуковое вооружение может быть принято в начале 2020-х годов. К началу 2030-х в США планируют принятие на вооружение гиперзвуковых беспилотников.
Ранее в Управлении перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) заявляли, что первые гиперзвуковые ракеты будут приняты на вооружение США к 2023 году.
Вероятнее всего, новая ракета будет основываться на технологиях отработанных в ходе запусков наиболее современного с точки зрения хронологии испытаний гиперзвукового аппарата X-51A Waverider. В мае 2013 года этот аппарат после запуска с бомбардировщика B-52 на высоте немногим более 18 км набрал гиперзвуковую скорость в 5,1 Маха и поддерживал ее на протяжении 210 секунд. На данный момент это является рекордом продолжительности «моторного» гиперзвукового полета в атмосфере (о российских опытах в этой области никаких подробностей не приводится). В ходе этого полета американские разработчики ракеты собрали большой объем данных с датчиков, установленных на ее борту.
подготовленного по заказу Управления национальной разведки и ВВС США. В нем говорится об угрозе гиперзвукового оружия для сил передового базирования США и отчасти для территории этого государства, что может поставить под угрозу «возможности США по поддержанию своего присутствия по всему миру». Это объясняется тем, что «такие вооружения могут совершать полет и маневрировать на скоростях и высотах, на которых они недоступны для воздействия современными средствами ПВО».