Не так давно был предложен на рассмотрение законопроект, который обеспокоил ряд граждан. Многим по тёмным углам тут же стал мерещиться призрак карательной психиатрии, начинающий приобретать тревожную материальную осязаемость. Кто-то вспомнил про гайки, которые правительство медленно, но верно закручивает, выводя свой слесарский скилл на качественно новый уровень.
тыц
Сразу поправлю того, кто составлял текст для статьи, приведённой в ссылке: не о принудительной госпитализации там идёт речь, а о недобровольной. Принудительная — это когда человек совершил правонарушение, но при этом, в силу болезненного состояния, отправляется не в тюрьму, а в больницу. И то после судебно-психиатрической экспертизы и по решению суда, не ранее. Недобровольная же — это когда есть у человека тяжёлое психическое заболевание, и есть обусловленные этим заболеванием критерии к тому, что ему надо бы вот прям сейчас полечиться, а он не хочет. А надо.
Раньше ведь как оно было? Допустим, восскорбел человек главою резко и конкретно. Настолько, что либо прибить кого может, либо на премию Дарвина серьёзную заявку подать — в общем, всё серьёзно, и меры надо принимать срочно. Эту весть до психиатра доносят родные, близкие, а иногда и просто люди прохожие либо соседи неравнодушные.
Далее либо спецбригада едет и предлагает товарищу прокатиться на большой машине с мощным мотором и под цветомузыку, либо участковый психиатр пишет в суд телегу с мотивированным заключением — мол, судя по словам таких-то, есть все основания полагать, что без нас тут ну никак, дайте разрешение на недобровольный осмотр — осмотр, заметьте, никаких там сразу госпитализаций, все будет решаться после этого осмотра.
Далее, в том случае, если работала спецбригада, товарища доставляют в приёмный покой, и его смотрит дежурный врач, вынося предварительный вердикт — оставляем или отпускаем. Если оставляем, а товарищ весь несогласный — то тут же телега в суд, мол, мы считаем, что он достоин сурового оллинклюзива, рассудите нас, плиз. В случае же с участковым психиатром тот дожидается повестки, едет в суд, где на месте решается вопрос — будет недобровольный осмотр или нет. А после, если ответ положительный — опять-таки приёмный покой, осмотр, решение оставить или решение отпустить. Решение, повторюсь, не окончательное, а то, которое передадут суду. А там ещё не факт, что те его подтвердят. Статистика уже имеется, и где-то в 20% случаев суд нам отказывает — отпускайте, мол, не дозрел клиент.
Теперь же, по новому законопроекту, написать телегу в суд с просьбой недобровольно кого-то госпитализировать может и прокурор. Дескать, дошло до меня, о великий справедливый сын Фемиды, что такой-то и такой-то совсем глуздом двинулся... Но не спешите паниковать.
Дело в том, что даже если суд и даст такую санкцию, куда привезут товарища? Правильно, в приёмный покой дурдома. А там уже дело за психиатрами, которые товарища осмотрят и решат, класть или отпускать. О чём, собственно, суду тут же и напишут. И суд будет обязан на очередной выездной комиссии, посмотрев человека вместе с врачами лично-очно, принять решение, согласиться с докторами, или же поиметь своё мнение.
То есть, теперь не только медицинское учреждение может довести до суда информацию о том, что человека неплохо бы осмотреть, а при необходимости, буде на то ваша санкция, и отправить лечиться, пусть даже сам он того и не желает. И закручивание гаек тут не при чём, просто расширяется список тех, кто может вынести на рассмотрение суда необходимую информацию. Со всеми последующими обязательными осмотрами, комиссиями и всем прочим. Не думайте, что если-де уж прокурор написал, то все тут же подпрыгнут и побегут исполнять. Когда не было оснований, отказывали и прокурорам — и мы, и суд, практика уже устоявшаяся. Опять же, и прокурор вот так вот с первого шепотка на ушко писать в суд не станет — сначала будет разбираться сам, чтобы не выглядеть глупо. И чтобы не выходить за рамки закона.
Так что не вижу тут особых поводов для беспокойства.