Фото: ReutersНакануне официально стартовала совместная российско-индийская программа разработки истребителя пятого поколения, по сути, являющегося будущим экспортным вариантом российского самолета Т-50. С началом работы Индия станет пятой по счету страной, которая свяжет авиационную промышленность с производством машин нового поколения.
На данный момент обладателями «пятерок» в той или иной степени являются Соединенные Штаты, Россия, Китай и Япония. И если в РФ современные истребители будут запущены в серию в будущем году, а Китай, учитывая темп развития военно-промышленного сектора, также не собирается отставать от конкурентов, то последнему представителю еще достаточно далеко до массового производства.
Японский прототип истребителя пятого поколения Х-2, разработанный корпорацией Mitsubishi, впервые поднялся в небо 22 апреля 2016-го года. В опытном образце реализованы несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму и использование радиопоглощающих материалов, а также продвинутая электроника последнего поколения, включающая ряд уникальных систем, среди которых, к примеру, технология самовосстановления управления полетом SRFCC.
Точные характеристики истребителя пятого поколения Х-2 «Shinshin», продемонстрированного Японией, пока не известны, однако по оценкам экспертов, машина из страны восходящего солнца уступает российскому Т-50 по части малозаметности, маневренности, скорости полета и даже в области радиоэлектронного оборудования, включая РЛС с АФАР.
Однако, по всей видимости, японский прототип превосходит американские «пятерки», иначе как объяснить желание США запустить совместную программу по разработке нового самолета пятого поколения с Японией, когда у американцев и без того хватает нерешенных проблем с собственными машинами, доработка которых требует вложений восьмизначных сумм.
«Lockheed Martin» накануне сделал такое предложение «Mitsubishi Heavy Industries», естественно, презентовав его как акт помощи. Однако в действительности, скорее, все ровно наоборот – американцы, учитывая многочисленные истории с поломками F-22 и F-35 и недавний вывод из состава ВВС 57 машин, заинтересованы в том, чтобы заполнить инженерные «пробелы» в собственных разработках посредством японских технологий.
На данный момент американские истребители пятого поколения являются скорее психологическим, нежели боевым оружием, и, быть может, японцы все-таки помогут американцам довести многострадальную программу до ума. Впрочем, от этого сотрудничества не потеряют ни те, ни другие, однако решение по разработке ожидается не раньше 2018-го года, а введение в эксплуатацию нового продукта в таком случае произойдет не менее чем через 7-10 лет.
А.М.Василевский
Специально для Politikus.ru