Фото: AlexLMX / shutterstock.comВ числе самых первых документов, подписанных участниками установочного саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Шанхае в 2001 году, была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. А уже в июне 2002 года в Санкт-Петербурге на встрече глав государств-участников организации было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС). То есть, с первых дней своего существования ШОС перед ее исполнительными органами были поставлены задачи по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Центральной Азии. По мнению Тан Цзясюаня, бывшего в то время министром иностранных дел Китая, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности.
Однако с тем набором геополитических игроков всерьез решать проблемы терроризма, экстремизма, наркоторговли и т. д., в столь огромном регионе было просто невозможно. В результате предпринятых российской стороной дипломатических усилий в 2017 году на очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане в нее официально вступили Индия и Пакистан. И судя по прошедшей в столице Казахстана встрече на высшем уровне, заявленная ранее задача борьбы с терроризмом становится приоритетом. Прямым свидетельством этого стало выступление на саммите президента РФ Владимира Путина.
Он особенно подчеркнул необходимость возобновления работы контактной группы ШОС — Афганистан, а единственным руководителем национальной делегации, с которым у него состоялась официальная встреча, был премьер-министр Пакистана. И это не удивительно, ведь именно Афганистан и граничащая с ним пакистанская "зона племен" являются де факто неподконтрольными местным властям территориями. Эта "терра инкогнита" представляет собой прекрасный плацдарм для наркомафии и различных террористических организаций, несущих угрозу не только Центральной Азии, но и всей Евразии в целом. Президент Путин открыто предупредил коллег о том, что исламские террористы готовятся дестабилизировать Центральную Азию.
Сегодня любому наблюдателю совершенно ясно, что в Афганистане США даже при помощи НАТО и коррумпированной местной администрации не может стабилизировать ситуацию и решить наболевшие социально-экономические проблемы. Афганистан быстро сползает в кровавый хаос очередной гражданской войны; очевидным образом роль радикальных исламистов и террористических организаций возрастает, подпитываясь деньгами полученными от наркоторговли. Масла в огонь подливают и постоянно раздающиеся на Западе призывы ряда политиков вывести натовские военные контингенты из страны.
Таким образом, в ближайшее время негативное влияние афганской проблемы на безопасность государств Центральной Азии будет нарастать ввиду неизбежного в перспективе вывода основной части иностранных войск из Афганистана.
Нетрудно понять, что если даже уход военнослужащих Альянса и не приведет к немедленному захвату движением "Талибан" власти в стране, (а такой вариант вполне возможен), то все равно постепенно дестабилизирует Северный Афганистан, где проживают большие диаспоры этнических таджиков и узбеков. Такое развитие событий неизбежно создаст угрозу для безопасности близлежащих государств, стимулирует активную деятельность различных экстремистских организаций, которые используют территорию Афганистана как свою тыловую базу. Печальный пример быстрого развития террористической опухоли мы все наблюдали на примере деятельности боевиков "халифата" в Ираке и Сирии. А если учесть свойственный для ряда государств Центральной Азии подспудно зреющий религиозный экстремизм, разъедающую политические элиты и органы государственной власти коррупцию, усугубляемую традиционной клановостью на фоне сложнейших социально-экономических проблем, тлеющих межнациональных конфликтов и нерешенности вопроса с передачей высшей власти, (особенно в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане), то размеры грядущего кошмара вполне представимы. Хаос будет сопровождаться огромным потоком в сторону России беженцев, оружия, наркотиков и радикальных джихадистов.
Впрочем, кошмар вполне можно предотвратить. И именно ШОС обладает наибольшим потенциалом для разрешения афганской проблемы и связанных с ней нетрадиционных угроз, ведь помимо России и Китая, членами этой организации являются практически все центральноазиатские государства, за исключением Туркменистана, а странами-наблюдателями - Афганистан и активно вовлеченные в разрешение указанной проблемы Пакистан, Иран и Индия.
Однако именно Китай, являющийся одной из основ Шанхайской организации сотрудничества, пока не выказывает активного желания участвовать в предотвращении центральноазиатского пожара. В Пекине терпеливо анализируют афганскую проблему, пассивно пытаясь минимизировать предстоящие риски. И это серьезно ослабляет деятельность ШОС на афганском направлении. Подобная недальновидность может дорого обойтись Пекину, учитывая проблемы с уйгурскими исламистами на севере КНР. Впрочем, главное, что у ШОС есть реальные дипломатические, финансовые и военные возможности купировать угрозу расползания исламского экстремизма и терроризма в регионе.
Перевод с сайта Medium.